Вы находитесь на странице: 1из 5

Тема номера: КАЧЕСТВО И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Повышение экономической эффективности Памяти Бориса Ефимовича Восторгова


литьевого производства изделий посвящается
из термопластичных полимерных материалов
требует оптимизации режима и условий
литья в целях сокращения времени цикла
при сохранении требуемого качества изделия.
По этому вопросу существует большое
количество литературы, позволяющей в первом
приближении рассчитать основные параметры
литья под давлением, которые, как правило,
требуют дальнейшего экспериментального
уточнения. В данной статье на основе доступной
информации и собственного опыта авторы
Бампер легкового автомобиля, изготовленный из полипропиленового
попытались предложить алгоритм решения композиционного материала, оптимизированного по составу
поставленной задачи. для сокращения времени цикла (фото: «НПП «ПОЛИПЛАСТИК»)

Возможности сокращения времени цикла


литья под давлением термопластов
А. А. Маврин, Д. В. Кобыличенко, Б. Е. Восторгов , ООО «НПП «ПОЛИПЛАСТИК»

М
атематическая формули- правильный выбор литьевой маши- увеличивать скорости их движения.
ровка задачи оптимиза- ны и соответствующего узла пласти- При этом следует учитывать необхо-
ции режима и  условий кации, а  также возможности регу- димость снижения скорости движе-
литья под давлением в целях сокра- лирования ее режима, например за ния непосредственно перед сопри-
щения времени цикла  tц выглядит счет увеличения скорости вращения косновением половин формы и при
достаточно просто: шнека, позволяет не допустить этой подводе сопла к литниковой втулке
• цель оптимизации: tц min; нежелательной ситуации. При этом во избежание преждевременного
• ограничение: Xi ≥ Xiзад, необходимо учитывать особенно- их износа и  выхода из строя. Для
где Хi – один из показателей каче- сти переработки конкретного мате- сокращения времени, необходимого
ства продукции, который должен риала. Например, при переработке для извлечения изделия, иногда ис-
быть не хуже его заданного значе- термопластов, наполненных волок- пользуют формы с автоматической
ния Хiзад. нами, или термопластов с низкой системой выталкивания. Зачастую,
Однако не так-то просто решить термостабильностью расплава ско- например, при изготовлении круп-
эту задачу на практике даже на со- рость вращения шнека должна ли- ногабаритных деталей и  изделий
временном уровне развития литье- митироваться из-за опасности из- с  закладной арматурой или тогда,
вого производства. Для того что- мельчения волокна и, как следствие, когда время съема меньше времени
бы оценить возможности сокраще- снижения механических свойств го- свободного выпадения изделий, для
ния времени цикла tц, следует вни- тового изделия или из-за термоде- этой цели применяют роботы.
мательно рассмотреть все его сла- струкции полимера. В большинстве случаев наиболь-
гаемые: Машинное время tмаш складыва- шую часть цикла занимает формо-
tц = tвпр + tв.п.д + tохл.б.д + tмаш, (1) ется из времени смыкания и размы- вание изделия, сопровождающееся
кания формы, времени подвода и от- охлаждением его в форме. Исключе-
где tвпр – время впрыска; tв.п.д – время вода сопла, времени, необходимого ние составляет литьевое производ-
выдержки под давлением; tохл.б.д  – для извлечения изделия из формы, ство тонкостенной упаковки, когда
время охлаждения без давления; и  времени, расходуемого на уста- толщина изделия составляет доли
tмаш – машинное время. новку в форму закладной арматуры миллиметра, а  время цикла  – не-
Выражение (1) справедливо для (если это требуется). Таким образом, сколько секунд. В этом случае на пер-
стандартного литья под давлением величина tмаш зависит от технических вый план выходит машинное время.
и случая, когда время пластикации характеристик литьевой машины Общее время  tохл охлаждения
полимерного материала в  матери- и  конструктивных особенностей литьевого изделия складывается из
альном цилиндре литьевой маши- литьевой оснастки и изделия. Для трех составляющих:
ны меньше или равно времени tохл.б.д. сокращения машинного времени не- tохл = tвпр + tв.п.д + tохл.б.д. (2)
В противном случае оно заменяет- обходимо уменьшать ход подвижной В период заполнения формы
ся временем пластикации. Однако плиты машины и ход сопла и (или) охлаждение расплава полимера про-

2015 / № 10
8
Тема номера: КАЧЕСТВО И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

исходит в тонком пристенном слое. дальнейшее давление на материал тью – с заведомо большим временем
На этой стадии формируется поверх- в полости литьевой формы стано- выдержки (tв.п.д3). Затем определяют
ность изделия. Поэтому важнейшим вится нецелесообразным. При не- массу каждой отливки и наносят
фактором, определяющим качество достаточном времени выдержки под на график, как показано на рис.  1.
изделия в этот период, является пра- давлением после сброса давления В заключение проводят две прямых:
вильный выбор скорости впрыска. происходит перетекание расплава первая проходит через точки 1 и 2,
При низких скоростях возможно из формы в материальный цилиндр, вторая проводится горизонтально
образование на поверхности узора в результате чего отливка не уплот- через точку 3. Абсцисса точки пере-
типа «изморози» (особенно при ли- няется. Правильный выбор размеров сечения этих прямых показывает
тье стеклонаполненных материалов), литника в зависимости от толщины оптимальное время выдержки под
а  также других дефектов  – волни- изделия является важным условием давлением (tв.п.д.опт).
стой поверхности и недоливов. При получения качественного изделия. В Иногда выбранное таким обра-
чрезмерно высоких скоростях могут зависимости от свойств термопласта зом время выдержки под давлением
наблюдаться пригары, облой, изме- и требований к размерной точности не обеспечивает получения каче-
нение цвета и деструкция материа- изделия диаметр цилиндрического ственного изделия из-за возможных
ла, а при литье стеклонаполненных литника или толщина плоского впу- пустот, утяжин или коробления. В
материалов – разрушение волокна и ска обычно находится в пределах от этом случае увеличивают давление
снижение прочности изделия. 0,5 до 0,75 от толщины изделия. подпитки. Если и это не приводит к
На стадии выдержки под давле- Время tв.п.д выдержки под дав- положительному результату, увели-
нием происходит подпитка расплава лением для конкретного изделия чивают размеры впускных литников
в форме для компенсации усадки от- уточняют экспериментально. Сохра- и повторяют экспериментальное
ливки. Важнейшим условием эффек- няет ценность эмпирический метод определение tв.п.д.опт.
тивной подачи материала в полость ускоренного определения этого вре- Существует более точный метод
формы является наличие расплава мени по изменению массы отливки, определения tв.п.д.опт, требующий доо-
перед наконечником шнека в мате- предложенный в  [1]. Так, согласно снащения литьевой оснастки, кото-
риальном цилиндре. Определяющим этому методу, первую отливку из- рое заключается в том, что в формо-
в этот период является размер по- готавливают с  заведомо малым образующую полость устанавливают
перечного сечения литникового ка- временем выдержки (tв.п.д1), затем датчик давления, регистрирующий в
нала или впуска. При отвердевании вторую отливку  – с чуть большим режиме реального времени давление
литника подпитка прекращается, и временем (tв.п.д2)  – и, наконец, тре- расплава в форме (рис. 2).

www.polymerbranch.com
9
Тема номера: КАЧЕСТВО И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Как видно из выражения  (3),


самое сильное влияние на время
охлаждения оказывает толщина  h
изделия, пропорционально квадра-
ту которой увеличивается значение
tохл. Рекомендации по суммарному
времени охлаждения некоторых
термопластов приведены в  [3]. В
качестве расчетного значения h для
неравнотолщинных изделий берут
наибольшую толщину.
Температура формы  Тф суще-
ственно влияет на усадку, структуру
материала изделия и  его физико-
механические свойства. С пони-
Рис. 1. Результаты экспериментального определения оптимального времени выдержки жением температуры формы при
под давлением (tв.п.д.опт) по изменению массы М отливок при увеличении tв.п.д (пояснения прочих равных условиях сокра-
см. в тексте) щается время цикла, но возможно
снижение эксплуатационных харак-
теристик изделия. Рекомендуемые
величины Тф для некоторых термо-
пластов представлены в табл. 1 [4].

Таблица 1. Рекомендуемые значения


температуры формы (Тф) и извлечения
изделия (Ти) для некоторых термопластов
Термопласт Тф, °С Ти, °С
АБС-пластик 50–80 60–100
ПК 85–120 90–140
ПП 20–60 60–100
ПА 6 60–90 70–110
Рис. 2. Типичная кривая изменения давления Р в формообразующей полости в зависимости ПА 66 60–90 80–140
от времени t ПБТ 30–90 80–140

Период времени, ограниченный температуропроводности, м2/с; Тр – Основным критерием выбора


точками 1 и 2, соответствует впрыску температура расплава, °С; Ти – тем- температуры изделия  Ти при из-
(в точке 2 фронт расплава достигает пература изделия при извлечении из влечении его из формы является
датчика давления), 2 и 3 – начальному, формы, °С; Тф – температура стенок жесткость отливки, которая должна
а 3 и 4 – развитому этапу уплотнения формы, °С. быть достаточной для извлечения
отливки, сопровождающегося нарас- Следует отметить, что под без нежелательной деформации и
танием давления, 4 и  5 – выдержке временем охлаждения, если прене- поломки отливки. Рекомендуемые
под давлением. В точке 5 происходит бречь временем впрыска, в процес- значения  Т и для некоторых тер-
затвердевание литника, и подпитка се которого расплав уже начинает мопластов приведены в табл.  1.
расплавом отливки прекращается. охлаждаться, подразумевается Широкий диапазон значений тем-
Суммарное время tохл охлаждения с умма времени  t в.п.д выдержки пературы Ти связан с разнообразием
материала в форме в  случае срав- под давлением и времени t охл.б.д. конструкций изделия и формы, а
нительно толстостенных изделий выдержки (охлаждения) без дав- также особенностями системы вы-
вносит наибольший вклад в продол- ления. Несмотря на приблизитель- талкивания.
жительность цикла литья и  потому ный характер расчета, выражение Существует несколько спо-
является определяющим фактором (3) позволяет оценить степень вли- собов определения оптимальной
для производительности литьевого яния на величину tохл толщины h из- температуры извлечения изделия
процесса. Ниже приведена одна из делия, температурных параметров из формы [5]:
формул, позволяющих провести пред- литья (Тр, Ти и Тф) и коэффициента • по термомеханической кривой;
варительный расчет времени охлаж- температ уропроводности  а эфф , • по температуре размягчения
дения изделия в форме пластины [2]: объединяющего в  «своем лице» по Вика (для аморфных термопла-
три основные теплофизические стов);
характеристики материала – плот- • по температуре изгиба под на-
, (3) ность  ρ, коэффициент теплопро- грузкой (для кристаллизующихся
водности  λ и  удельную теплоем- термопластов);
где h – толщина стенки изделия, м; кость с: • по температуре стеклования
аэфф  – эффективный коэффициент аэфф = λ/ρ∙с. (4) (для аморфных термопластов).

2015 / № 10
10
Тема номера: КАЧЕСТВО И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Анализ литературы и собствен- Таблица 2. Значения коэффициента териала №  1 составляет примерно


ный опыт показали, что наиболее температуропроводности аэфф некоторых 16 с, для материала № 2 – 14 с, то
простым и удобным критерием ненаполненных термопластов есть сокращение времени tв.п.д со-
выбора Ти является величина темпе- Термопласты аэфф, 106 м2/с ставило 12 %.
ратуры трехточечного изгиба стан- Аморфные Те же значения tв.п.д.опт для обоих
дартного образца под нагрузкой, ПК 0,105 материалов были получены и  при
при которой достигается опреде- ПС, САН- и АБС-пластик 0,080 проведении опытов с  изменением
ленная величина прогиба (ГОСТ ПММА 0,075
массы  М отливок при увеличе-
12021-84). ПВХ 0,070
нии tв.п.д (см. рис. 1), что подтверж-
Различия в условиях теплопере- Кристаллизующиеся
дает достоверность полученных
дачи во время охлаждения расплава результатов и сопоставимость этих
ПБТ 0,090
термопласта в форме при прочих методов исследований.
ПА66 0,085
равных условиях определяются Одним из важных для качества
ПА6 0,070
разной величиной коэффициента изделий свойств перерабатываемо-
ПП 0,065
температуропроводности  а эфф. В го полимерного материала является
ПЭНП 0,075–0,090
табл.  2 приведены значения а эфф его усадка, причем для произво-
некоторых ненаполненных термо- ПОМ 0,050–0,065 дителя зачастую важно не само
ластов [6]. значение усадки, а ее колебания
Для частичной проверки выше- (условно – материал № 1), второй – от цикла к циклу. Как известно, из
описанных соотношений и методов оптимизированную для сокращения параметров режима литья основ-
в Научно-техническом центре ООО времени выдержки под давлением ное влияние на усадку оказывает
«НПП «ПОЛИПЛАСТИК» были (материал № 2). давление формования, с  увеличе-
исследованы два термопластичных Для определения времени tв.п.д нием которого усадка уменьшается
композиционных материала (ТКМ) выдержки под давлением с  помо- и наоборот. На рис. 4 показаны ве-
на основе ПП, предназначенные щью датчика давления в форме были личины усадки для литьевых образ-
для изготовления литьем под дав- получены кривые падения давления цов полипропиленового ТКМ. Было
лением автомобильного бампера (рис. 3), откуда можно установить, сделано подряд 20 отливок образцов
(см. фото у заголовка статьи). Один что время отвердевания литника для измерения усадки. Кривая 1 по-
из них имел стандартную рецептуру (фактически  – время tв.п.д) для ма- казывает усадку при недостаточном

www.polymerbranch.com
11
Тема номера: КАЧЕСТВО И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Выводы
Резюмируя вышеизложенное,
для большинства случаев можно
расположить основные параметры
процесса литья, литьевой машины и
материала в следующей последова-
тельности по степени их влияния на
продолжительность цикла литья и,
тем самым, на производительность
процесса:
1. Толщина изделия.
2. Температура формы.
3. Температура расплава.
4. Теплофизические характери-
стики материала.
5. Быстроходность литьевой
машины и конструкция литьевой
формы.
Рис. 3. Кривые изменения давления Р в форме в зависимости от времени t при литье Следует еще раз подчеркнуть,
образцов из материалов № 1 и № 2 (стрелки указывают оптимальное время tв.п.д) что стремясь сократить время цикла
литья и  опираясь на приведенные
в данной статье рекомендации, необ-
ходимо не упускать из виду требуемое
качество изготавливаемых изделий.

Литература
1. Симонов-Емельянов И. Д. Определение
оптимального времени выдержки
под давлением при литье изделий из
термопластов // Пластические массы.
1981. № 2. С. 35.
2. Калинчев Э. Л., Саковцева М. Б. Свой-
ства и переработка темопластов:
Справочное пособие. Л.: Химия,
1983. 288 c.
3. Руководство по литью под давлением
конструкционных полимерных мате-
риалов. М.: ООО «НПП ПОЛИПЛА-
СТИК». 2006. 92 с.
Рис. 4. Величина усадки s при литье под давлением образцов полипропиленового ТКМ 4. Как делать литьевые формы / Менгес Г.,
при недостаточном (1) и оптимальном (2) времени выдержки под давлением (∆1 и ∆2 – Микаэли В., Морен П., пер. с англ. 3-го
соответствующие максимальные колебания усадки): N – порядковый номер отливки изд. СПб: Профессия. 2007. 640 с.
5. Estimating cooling times in injection
времени  tв.п.д выдержки под давле- для испытаний на температуру molding. BASF Corp. 2007. 10 р.
нием, кривая  2 – усадку при  tв.п.д, изгиба  Тизг под нагрузкой при на- 6. Yu C. J., Sunderland J. E. Polym. Eng. Sci.
установленном по вышеуказанным пряжении 0,45  МПа. Полученные 1992. 32. P. 191.
методам. Обращают на себя вни- значения Тизг затем использовали в
мание колебания значений усадки, качестве температур Ти извлечения Possibilities of Cycle Time Reduction
которые во втором случае гораздо изделия из формы в выражении (3) by Injection molding
ниже. Таким образом, оптимизация для расчета времени охлаждения tохл of Thermoplastics
и  точное соблюдение параметров (табл. 3). A. A. Mavrin, B. E. Vostorgov ,
технологического режима литья D. V . Kobylichenko
(в данном случае – tв.п.д) позволяют Таблица 3. Температура Тизг изгиба
Increase of economic efficiency of injection
не только уменьшить величину под нагрузкой и расчетное время
molding production of products from
усадки отливок, но и ее разброс от охлаждения tохл литьевых образцов двух
thermoplastics demands optimization of the
исследуемых материалов толщиной 4 мм
цикла к циклу. mode and conditions of injection molding for
Для расчетного определения Показатель
Материал reduction of cycle time at preservation of the
времени охлаждения из обоих № 1 № 2 demanded quality of a product. In this article
материалов были предварительно Тизг, °С 82 88 on the basis of available information and own
изготовлены стандартные образцы experience authors tried to offer algorithm of
tохл, с 27,6 25,2 the solution of this task.
(бруски с размерами 120×10×4 мм)

2015 / № 10
12