Вы находитесь на странице: 1из 11

Powerhard

Руководство
по обработке стали
Руководство по обработке
стали Powerhard

Раздел 1. Гибка
Общие положения.............................................................................. 2
Материал................................................................................................. 3
Размеры листа
Механические свойства листа
Качество подготовки поверхности листа
Качество подготовки кромок листа
Оборудование и оснастка............................................................. 4
Оснастка
Ширина зева матрицы
(расстояние между опорами)
Оборудование (пресс)
Условия проведения процесса................................................... 6
Трение
Угол сгиба
Направление гибки

Раздел 2. Резка
Общие положения.............................................................................. 7
Газовая (кислородная) резка...................................................... 8
Основные факторы
Подготовка материала
Ведение процесса
(резка кислородом низкого давления)
Требуемое качество реза
и возможные основные дефекты
Плазменная резка............................................................................12
Основные факторы
Подготовка материала
Ведение процесса
Требуемое качество реза
и возможные основные дефекты

1
1. Гибка

Материал
Размеры Качество подготовки
листа поверхности листа
Почему это важно Почему это важно
От геометрических параметров листа зависит ве- Поверхность листа со следами окалины или про-
личина упругого пружинения, которую необходи- дуктов коррозии, а также дефекты (царапины
мо учитывать при гибке листа на требуемый угол. и т.д.) и неровности поверхности оснастки (пу-
Также размеры листа влияют на величину требу- ансона или матрицы), которые могут отпечаты-
емого изгибающего усилия, а следовательно, и на ваться на поверхности листа, способны вызывать

Гибка
мощность оборудования, на котором производит- напряжение при деформации и дальнейшее об-
ся гибка. разование трещин.

Рекомендации Рекомендации
• т олщина: чем толще лист, тем больше величи- • очистка поверхности листа от окалины (следов
на упругого пружинения и больше изгибающее ржавчины) путем шлифовки, зачистки обнару-
усилие; женных дефектов или путем дробеструйной об-
работки и последующего промасливания;
Общие положения
• ширина: чем шире лист, тем более он подвержен
образованию растрескиваний, даже при одина- • отсутствие поверхностных повреждений (как на
ковом радиусе гибки. листе, так и на оснастке).
Высокопрочные стали, к которым относится мар- Рекомендации ПАО «Северсталь» касательно
ка Powerhard, отличаются высоким значением проведения процесса гибки, в частности по ми-
предела прочности, высокой твердостью, но до- нимальным радиусам гибки, основаны на резуль- Механические Качество подготовки
вольно низким относительным удлинением. татах испытаний на изгиб по стандарту ISO 7438
«Металлические материалы – Испытания на из- свойства листа кромок листа
При проведении гибки таких материалов возни- гиб».
кает опасность трещинообразования, поэтому Почему это важно Почему это важно
при гибке металлопроката из таких сталей ва- Приведенные данные по минимальным радиусам Высокопрочные стали обладают высоким значе- Напряжение при пластической деформации кон-
нужно учитывать следующие важные показатели, гибки строго рекомендованы как минимальные нием предела прочности, высокой твердостью, но центрируется на кромках после газовой резки
которые можно разделить на три группы: величины. низким относительным удлинением, что делает или неровностях обрезной кромки, что может
их весьма чувствительными к трещинообразова- привести к образованию трещин при гибке.
нию. Кроме того, от механических свойств зависят

1 2 3
Материал Условия проведения Оборудование величина упругого пружинения, а также величина Рекомендации
для гибки процесса изгибающего усилия, а следовательно, мощность • удаление неровностей (скругление кромок лис-
оборудования (пресса) и размеры оснастки (пу- та шлифовкой) перед гибкой;
ансона и матрицы).
a) механические свойства a) направление гибки (с учетом a) радиус гибки,
• зачистка кромок от заусенцев перед гибкой;
металла, направления прокатки листа), Рекомендации • зачистка микротрещин по кромке
b) ширина зева матрицы.
b) размеры, b) скорость гибки, • чем выше прочность и твердость листа, тем (если они образовались) после гибки;
больше величина упругого пружинения, больше • скругление кромки после гибки
c) качество поперечного c) температура металла перед
сечения и поверхности гибкой, изгибающее усилие, больше радиус пуансона, (если необходимо).
металла. больше ширина зева матрицы.
d) трение,
e) упругое пружинение.

2 3
1. Гибка

Оборудование и оснастка 2460

Оснастка Ширина зева матрицы Оборудование (пресс) 819

(расстояние между опорами) Оборудование (пресс)


-819
Радиус пуансона
Для стали Powerhard рекомендуется применять Увеличение ширины зева матрицы (расстояния При выборе оборудования для гибки необходимо
пуансоны с радиусом равным или несколько между опорами) приводит к уменьшению требу- знать изгибающее усилие, которое может быть -2460

большим, чем требуемый. емого изгибающего усилия, но в то же время вле- рассчитано по следующей формуле:
чет за собой увеличение величины упругого пру- Главные напряжения при гибке образца
Рекомендуемый минимальный радиус гибки – ми- жинения. толщиной 10 мм, шириной 40 мм
нимальный радиус пуансона, при котором не воз- B∙t2∙σв
P = 1,7 ×
0,471
никает растрескивание. Минимальные рекомен- ,
дуемые радиусы пуансона, которые позволяют
избежать растрескивания при сгибании листа на 9865∙W 0,314

угол 90°, приведены в таблице 1.


где Р – изгибающее усилие, т, 0,157

σB – прочность стального листа, МПа,


t – толщина стального листа, мм, 0,000

W – ширина зева матрицы, мм,


B – ширина листа, мм. Главные деформации при гибке образца
толщиной 10 мм, шириной 40 мм

80

70

Общая схема процесса гибки согласно стандарту ISO 7438 60

Изгибающее ус
«Металлические материалы – Испытания на изгиб»
50

Таблица 1 40

илие, т
30
Толщина, мм Поперек R/t Вдоль R/t Поперек W/t Вдоль W/t
8–10 2,5 3,0 11 11 20
12–14 2,8 3,3 14 14 10
16–18 3,3 3,5 16 18
0
20–22 3,8 4,1 19 21
10
24–26 4,2 4,6 22 25

То
28–30 4,5 5,0 25 28 20

лщ
350

ин
32–34 5,3 5,4 27 30 300

ал
30 250

ис
36–38 5,8 6,0 30 32 200

та
150 , мм

,
40 на

мм
40–42 6,1 6,3 33 35 100 уа нсо
рп
мет
44–46 6,3 6,7 36 38 50
50 Диа
0
48–50 6,5 7,0 38 40
Диаметр пуансона и изгибающее усилие в зависимости от толщины листа
(для испытаний образца шириной 40 мм)

4 5
1. Гибка 2. Резка

Условия
проведения процесса
Трение Угол сгиба
Трение при проведении процесса гибки влияет на Рекомендованные величины, приведенные в таб-
величину изгибающего усилия. Чем выше коэффи- лице 1, применимы для гибки на угол 90°. Если
циент трения, который зависит в данном случае угол сгиба меньше 90°, то можно использовать
от свойств, температуры и состояния поверхности пуансон с меньшим радиусом.
материала, скорости процесса, состояния и фор-

Резка
мы кромок матрицы, наличия и свойств смазки, Пружинение может быть скомпенсировано пере-
тем выше требуемое изгибающее усилие. гибом на угол пружинения.

Кромки матрицы должны быть чистыми и не Направление гибки


иметь повреждений. Чем выше шероховатость по-
верхности листа, подвергающегося гибке, и выше Гибку можно осуществлять как вдоль, так и по-
шероховатость поверхности матрицы, тем выше перек направления прокатки листа. Значения R/t
изгибающее усилие. для гибки поперек направления прокатки ниже
Если производится гибка предварительно подо-
значений гибки вдоль направления прокатки. Общие положения
гретого листа, то изгибающее усилие меньше. Чем
меньше радиус скругления кромок матрицы, тем Для раскроя стали марки Powerhard могут Однако при порезке (а также после нее) износо-
выше требуемое изгибающее усилие. использоваться различные типы резки: стойких сталей с повышенной твердостью воз-
можно растрескивание металла по кромке среза
Наличие смазки позволяет уменьшить требуемое • газовая, с последующим расслоением. Растрескивание
изгибающее усилие. и расслоение кромки во время газовой и плаз-
• плазменная,
менной резки возникает из-за выделяющегося
• механическая, диффузного водорода и остаточных напряжений.
• гидроабразивная, Кроме того, при использовании термических спо-
собов резки происходит снижение твердости ме-
• лазерная. талла в зоне термического влияния.

Предложения ПАО «Северсталь» по режимам


резки носят рекомендательный характер и мо-
гут быть использованы с некоторыми поправка-
ми, вытекающими из производственных условий
предприятия.

6 7
2. Резка

Газовая
(кислородная) резка
Основные факторы Подготовка материала Ведение процесса (резка кислородом низкого давления)
(резка кислородом низкого давления)
Процесс кислородной резки основан на горении •П
 лоскостность металла должна соответство- Для металла толщиной от 14 мм производят пред- Резка осуществляется от края листа. Резак с режу-
металла в струе кислорода и удалении этой стру- вать требованиям, указанным в документации варительный подогрев пламенем резака с целью щей струей кислорода требуется равномерно пе-
ей твердых продуктов горения. Основные факто- на продукт. уменьшения скорости охлаждения для уменьше- редвигать по контуру реза. При порезке толстого
ры, влияющие на ведение процесса и качество ния остаточных напряжений. металла (30–50 мм) перемещение резака начать
реза: •П
 оверхность металла перед порезкой должна после некоторой выдержки, чтобы струя режуще-
быть очищена от окалины, следов ржавчины Для металла толщиной до 14 мм предваритель- го кислорода прорезала металл по всей толщине.
• скорость резки, и прочих загрязнений. При наличии загрязне- ный подогрев не требуется, кроме того, он может
ний необходимо механически зачистить поверх- привести к короблению листа. От поверхности металла резак должен находить-
• мощность подогревающего пламени, ность. ся на таком расстоянии, чтобы металл нагревался
Для тонкого листа можно применять пакетную восстановительной зоной пламени, отстоящей от
• давление и соотношение газов, • Если на поверхности металла присутствует вла- резку (количество листов в пакете от шести до ядра на 1,5–2,0 мм, т.е. наиболее высокотемпера-
га, то влага должна быть удалена. 10 шт. в зависимости от толщины листа). При турной точкой пламени подогрева.
• температура металла перед порезкой,
этом листы плотно укладывают один на другой
• При отрицательных температурах металл жела-
• свойства и состав металла, и сжимают струбцинами, однако значительные В процессе резки следует следить за сохранением
тельно прогревать до комнатной температуры
воздушные зазоры (более 3 мм) между листами в выбранного режима резки и обеспечивать свое-
не менее 12 часов.
• наличие предварительного подогрева. пакете ухудшают резку. В случае проведения па- временное удаление грата из зоны реза, чтобы
кетной резки скорость резки ниже, чем при резке грат не препятствовал равномерному ведению
одиночных листов (0,165–0,180 м/мин). резака.

Рекомендуется выбирать температуру предвари- Рекомендуемые параметры ведения процесса


тельного подогрева в зависимости от толщины приведены в таблице 2.
и значения углеродного эквивалента: чем толще
лист и выше углеродный эквивалент, тем выше Ширина зоны термического влияния увеличивает-
температура подогрева. ся с повышением скорости резки, мощности пла-
мени, содержания углерода и других легирующих
элементов, скорости охлаждения после порезки.

Таблица 2. Параметры газовой резки

Толщина, мм Скорость резки (расчетная), Температура подогрева


м/мин (max), °С
max nom
8–12 0,5–0,50 0,35–0,30 –

14–30 0,40–0,48 0,23–0,20 250

31–50 0,32–0,40 0,20–0,18 350

8 9
2. Резка

Требуемое качество реза


и возможные основные дефекты

• Причиной выхватов на поверхности реза • Местные непрорезы в нижней части кромки, • Причиной образования шлака, прилипшего к •П
 ричинами неперпендикулярности кромок реза
могут быть хлопки резака от его неисправ- конусность реза, впадины на поверхности реза поверхности реза, является слишком низкая к поверхности являются неправильная установ-
ности, перегрева, прикасания резака к по- под верхней кромкой образуются при высокой скорость резания. Также если форсунка загряз- ка резака или его погнутость, искривление рель-
верхности изделия, недостатка горючего или скорости резки. Следует установить скорость нена, то поток кислорода будет поступать непа- совых путей стационарной машины и плоскости
попадания окалины на отверстие мундштука. резки соответственно разрезаемой толщине и раллельно и поверхность реза не будет гладкой, стола, неровная поверхность листа, неподхо-
поддерживать ее постоянной в процессе резки. на ней могут появиться ямки, подрезки, тяжелый дящее давление кислорода для разрезаемой
шлак или накипь. толщины, отклонение режущей струи кислоро-
• Причинами оплавления верхних кромок реза яв- да при перекосах или засорении внутреннего
ляются сильное пламя (в том числе и при пред- мундштука.
варительном нагреве), низкая скорость резки,
увеличенное расстояние от конца мундштука В таком случае требуется установить исправ-
до поверхности листа. ный резак строго перпендикулярно поверхно-
сти разрезаемого листа, проверить рельсовые
пути и стол, установив их строго горизонталь-
Выхваты на поверхности реза но, выправить лист перед порезкой, отрегули-
ровать давление кислорода, прочистить канал
Следует работать только исправным реза- Шлак, прилипший к поверхности реза внутреннего мундштука, соответственно.
ком, не допуская его перегревов и прикаса- (вид с продольной кромки)
ния мундштука к разрезаемой поверхности, не •Т
 ермические трещины образуются при недо-
допускать частых перерывов процесса резки. • Слишком высокая скорость резки приводит к статочном предварительном подогреве кромок
сильному отставанию, о чем свидетельствуют при резке.
Также выхваты могут образовываться при Оплавления кромок реза изогнутые линии отставания на поверхности
низкой скорости резки и при качании реза- среза. Шлак будет прилипать во время резки, но
ка из-за непрочности его закрепления в дер- • В таком случае требуется отрегулировать пла- его можно легко удалить.
жателе или люфты. Резак должен быть проч- мя, чтобы оно было нейтральным или слегка
но закреплен, люфты требуется устранить. окисленным; установить скорость резки соот- • Если сопло находится слишком высоко над ра-
ветственно разрезаемой толщине (при таком ботой, то происходит чрезмерное закругление
При вынужденных перерывах резки рекоменду- дефекте требуется увеличение скорости); под- верхнего края. Кроме того, требуется снизить
ется начинать рез на отходе листа на расстоя- держивать постоянным расстояние от мундшту- скорость резки.
нии 20–30 мм от контура детали с последующим ка резака до изделия, при котором ядро пламе- Термические трещины
доведением резака вручную до чистовой кром- ни должно почти касаться поверхности металла,
ки. соответственно.

10 11
2. Резка

Плазменная резка
Основные факторы Подготовка материала Ведение процесса
Сущность процесса заключается в использова- •П
 лоскостность металла должна соответство- Если расстояние между резаком и изделием го экрана резака от накопления расплавленного
нии в качестве источника нагрева разрезаемого вать требованиям, указанным в документации слишком большое, то не происходит полного про- материала, формируемого при прожиге, не следу-
металла столба сжатой электрической дуги, обду- на продукт (но не более 12 мм/м). никновения дуги в заготовку и наблюдается чрез- ет допускать опускания резака на высоту резки,
ваемой газом. Основные факторы, влияющие на мерное искрение в верхней части заготовки. Воз- пока им не будет убрана ванночка расплавлен-
ведение процесса и качество реза: •П
 оверхность металла перед порезкой должна можные причины: установлено слишком низкое ного материала; различные химические составы
быть очищена от окалины, следов ржавчины значение тока, установлена слишком высокая материала могут негативно повлиять на толщину
• скорость резки, и прочих загрязнений. При наличии загрязне- скорость резки, произошел износ деталей резака. прожига (высокопрочная сталь и стали с высоким
ний необходимо механически зачистить поверх- содержанием марганца или кремния могут сни-
• сила тока, ность. Задержка прожига должна быть достаточной для зить максимальную толщину прожига).
проникновения на всю глубину материала, но не
• факельный зазор, • Если на поверхности металла присутствует вла- настолько длительной, чтобы дуга могла «блу- Резак не должен соприкасаться с заготовкой
га, то влага должна быть удалена. ждать», пытаясь найти край большого отверстия в процессе резки. Соприкосновение может при-
• устойчивость плазменной дуги, прожига. По мере износа расходных деталей мо- вести к повреждению защитного экрана и сопла
• При отрицательных температурах металл жела- жет понадобиться увеличение времени такой за- и негативно повлиять на поверхность резки.
• диаметр и длина сопла, тельно прогревать до комнатной температуры держки.
не менее 12 часов. Резак не должен зажигать дугу в воздухе. Допус-
• расход рабочей среды (газов),
При прожиге материалов большой толщины тимо начинать резку на краю заготовки при усло-
• рабочее напряжение дуги, следует учитывать, что расстояние ввода долж- вии, что дуга не зажигается в воздухе. Для начала
но примерно равняться толщине прожигаемого прожига следует использовать высоту прожига,
• типы и расположение горелок, материала (к примеру, при толщине материала которая в 1,5–2 раза больше расстояния между
в 50 мм расстояние ввода дуги должно состав- резаком и изделием.
• состояние поверхности металла. лять 50 мм), во избежание повреждения защитно-

HV0,5 Микротвердость на 1/2 толщины листа


575
550
525
500
475
450
425
400
375
350
325
0,00
0,0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 15,0

Расстояние от кромки реза, мм 1 2 3 4 5

Зона термического влияния уменьшается при увеличении силы тока

12 13
2. Резка

Таблица 3. Параметры плазменной резки


7,00

6,00
Сила тока, А 8–12 14–20 24–30 38–42 44–50 Толщина, мм
поверхности реза
мм
перпендикулярности, мм

5,00 200 4 355 2 275 1 165 510 255


отперпендикулярности,
Отклонениеповерхности

4,00 260 4 440 2 170 1 445 895 405 Скорость резки, мм/мин

3,00 400 4 430 2 805 1 790 1 160 795


Отклонене

2,00

1,00
от

0,00
0 100 200 300 400 500
Сила тока, А

16 мм 20 мм 30 мм Требуемое качество реза


и возможные основные дефекты
Величина отклонения от перпендикулярности (косина реза) уменьшается с увеличением силы тока
• Некачественная поверхность реза. Поверхность
резки становится очень вогнутой при слишком
По окончании каждой операции резки дуга все Если срок службы расходных деталей снизил- низком расстоянии между резаком и издели-
еще должна находиться на заготовке во избежа- ся, то значения тока дуги, дугового напряжения, ем. В таком случае следует увеличить дуговое
ние гашения дуги. При возникновении гашения скорости перемещения, задержки перемещения, напряжение, чтобы в свою очередь увеличить
дуги следует попытаться снизить скорость резки скорости потока газа или исходной высоты ре- расстояние между резаком и изделием и выпря-
на последнем этапе резки, остановить дугу до зака подобраны неправильно; также начало или мить поверхность резки.
окончательного вырезания детали, чтобы дать ей конец резки выполняются за пределами поверх-
возможность закончить резку во время плавного ности листа. Для достижения длительного срока • Поверхность резки становится выпуклой, когда
выключения, запрограммировать траекторию ре- службы расходных деталей резку следует начи- расстояние между резаком и изделием слишком
зака так, чтобы он выходил в область, предназна- нать и заканчивать на поверхности листа. Правильный рез (вид с торца листа) велико или чрезмерно высок ток резки. В таком
ченную в лом. случае сначала следует уменьшить дуговое на-
Попытки выполнять резку высокомагнитных ме- • Если режим резки подобран правильно, то по- пряжение, а затем понизить ток резки.
По возможности следует использовать «цепную таллических листов, таких как броневые листы верхность среза гладкая, линии реза почти вер-
резку», при которой траектория резака идет от с высоким содержанием никеля, приведут к сокра- тикальные, к нижнему краю прилипает мало • Если для данной толщины возможны различные
одной детали непосредственно к следующей без щению срока службы расходных деталей. Сложно шлака, верхний край слегка закруглен. Поверх- значения тока резки, то следует попробовать
остановки и зажигания дуги. Однако не нужно до- достичь длительного срока службы расходных ность резки обычно немного вогнута. использовать расходные детали, предназначен-
пускать выхода траектории за пределы заготов- деталей при резке намагниченных пластин или ные для более низкого тока.
ки и перехода обратно на заготовку. Также важно же листов, которые легко намагничиваются. • Если существуют какие-либо отклонения от оп-
помнить о том, что длительная цепная резка при- Рекомендуемые параметры ведения процесса тимального режима резки для той или иной тол-
ведет к износу электрода. приведены в таблице 3. щины, возникают различные дефекты.

14 15
2. Резка

• Угол среза (положительный или отрицатель- • Окалина. Когда скорость резки слишком низ-
ный). Существуют три варианта угла среза: кая – образуется окалина, в результате чего
прямой, положительный и отрицательный. Тре- дуга уходит вперед. Окалина образуется в виде
буемым является прямой угол среза. Положи- тяжелых пузырчатых отложений в нижней части
тельный угол среза возникает, если из верхней среза, ее легко можно убрать. Для снижения ко-
части среза удаляется больше материала, чем личества образующейся окалины следует повы-
из нижней. Причина этого – слишком низкое сить скорость.
расположение резака над заготовкой. Можно
увеличить дуговое напряжение, чтобы поднять • Окалина высокой скорости образуется при
резак. слишком высокой скорости резки, из-за кото-
рой дуга отстает. Такая окалина образуется
• Отрицательный угол среза возникает, когда в виде тонкой и узкой полоски металла, располо-
больше материала удаляется из нижней части женной очень близко к срезу. Она закрепляется
среза. Причина этого – слишком высокое распо- в нижней части среза, и ее сложно удалить.
ложение резака над заготовкой. Можно умень-
шить дуговое напряжение, чтобы опустить ре- • Чтобы снизить образование окалины при высо-
зак. ких скоростях, следует снизить скорость резки,
понизить дуговое напряжение, чтобы умень-
шить расстояние между резаком и изделием.

• Вероятность образования окалины выше на


теплом или горячем металле, чем на холодном.
Например, первая операция резки из серии та-
ких операций приводит к образованию мень-
Проблема
шего количества окалины. По мере нагревания
заготовки в ходе последующих операций резки
Отрицательный угол среза
может образовываться большее количество
окалины.
Прямой рез
• Использование изношенных или поврежденных
Положительный угол среза расходных материалов может привести к пери-
одическому образованию окалины.

• Если угол среза непрямой, то возможными при-


чинами могут также являться неверная скорость
резки или неверный ток дуги, повреждение рас-
ходных деталей или же расположение резака
к заготовке под углом, отличным от прямого.
Для правильного расположения резака перпен-
дикулярно заготовке можно воспользоваться
угольником. Также резак будет перемещаться
ровнее, если очистить, проверить и отладить си-
стему рельсовых направляющих и привода на
столе для резки.

16
severstal.com