Вы находитесь на странице: 1из 1

КАК СТАТЬ АВТОРОМ Зарплаты айтишников Облака: ожидание vs реальность

Все потоки Разработка Администрирование Дизайн Менеджмент Маркетинг Научпоп Войти Регистрация

IlyaGalkin 20 января 2018 в 17:07


ЧИТАЮТ СЕЙЧАС
Планарный трансформатор: технология, расчеты,
стоимость Поддельные батарейки в магазинах
Светофор
Схемотехника, Производство и разработка электроники, Электроника для начинающих 25,8k 110

Не так давно ко мне обратилась одна компания, которой необходимо было разработать линейку LED- Как выучить иностранный язык:
драйверов. Название компании и ТТХ драйверов называть не буду, NDA не подписывал, но этика есть
алгоритм
этика. Вроде бы обычный заказ на драйвер, каких десяток за год набирается, но было два 4k 7

взаимоисключающих требования: стоимость и габариты.


Как тебе такое, Джефф Безос?
Задача с точки зрения схемотехники простая, но вот с точки зрения производства и конструирования 31k 289

оказалась очень интересной. И так — требовалось изготовить сетевой драйвер для LED с корректором
коэффициента мощности (мощность около 100 Вт), который стоил был в пределах 3$ на серии и имел После пяти лет отказов Warner Bros.
Interactive, наконец, запатентовала
габариты по высоте не более 11 мм! Многие скажут: «А в чем проблема сделать дешманский
систему Nemesis из серии игр Middle-
драйвер?», вот только дешманский не прокатит, т.к. еще одно требование — возможно давать без earth
опасений 5 лет гарантии. И вот тут начинается самое интересное.
1,9k 9 +9

Был сделан выбор топологии, схемотехника, все влезало в габариты и стоимость, но столь Уверенный пользователь ПК?
замечательную картину портил «классический» трансформатор. Он огромный, он дорогой, он Серьёзно?
технологически сложный в изготовление. Оставалось решить последнюю задачу и после двух дней в 48,6k 460
раздумьях и расчетах оно было найдено — планарный трансформатор.
Фермеры в США вынуждены
Если вам интересно между чем и чем делался выбор, на каких аргументах он основывался и как удалось взламывать тракторы, чтобы просто
получить стоимость трансформатора меньше 0.5$, то приглашаю вас в подкат. Ну и для улучшения починить их
«аппетита» прилагаю вам фото готового трансформатора: 96,3k 429

Куда же плывут облака? Подбиваем


итоги опроса и даём аналитику
Мегапост

Редакторский дайджест
Присылаем лучшие статьи раз в месяц

Электропочта

Основные недостатки «классических» трансформаторов


Я думаю не для кого не секрет как выглядит обычный трансформатор, но вдруг кто пропустил
последние 150 лет промышленной революции, поэтому напомню:

Так выглядит обычный трансформатор, намотанный на каркасе от сердечника RM12. Чем же он так
плох? Причин тут несколько, конечно часть из них теряет актуальность в определенных задачах, но
рассказ будет вестись в контексте вставшей передо мной задачей. И вот основные из них:

Высота. Даже человек с плохим глазомером может примерно оценить размеры трансформатора
по фотографии и сказать с уверенностью: «Он точно больше 11 мм». И действительно, высота
трансформатора на RM12 составляет около 24 мм, что более чем в 2 раза превышает необходимое
значение

Технологичность. Когда вам нужно намотать 1-2 трансформатора, то вы берете каркас, провод и
мотаете. Когда вам надо намотать 100-200 штук, то можно заказать намотку у себя в стране, цена
еще не кусается. Когда вам надо намотать 10 000 штук, а потом еще 50 000, то тут возникает куча
нюансов: цена, качество, выбор еще одного подрядчика в Азии. Все это увеличивает конечную
стоимость продукта, когда мне надо просто супер дешево и очень качественно.

Повторяемость. Намотать и собрать два одинаковых трансформатора — очень сложно, сделать 10


000 одинаковых трансформаторов — невозможно. Это я испытал на своей шкуре уже не единожды,
особенно если речь идет о производстве в ЮА. А теперь представьте,
что вам придется «дорабатывать напильником» эти 10 000 трансформаторов при финальной
сборке. Представили? Вам стало грустно от количества трудозатрат, а значит и стоимости? Думаю
стало.

Себестоимость. Это вообще очень сложный пункт, но давайте посмотрим на фото выше и увидим,
что для сборки классического трансформатора нам нужен каркас, сердечник, скобы, медный
провод, изоляция и все это руками или на полуавтоматическом станке. Допустим все это стоит «Х
долларов». Для изготовления планарного трансформатора нужен только сердечник. Думаю тут
очевидно, что 1 деталь стоит явно дешевле, чем 1 такая же деталь + еще 4 компонента?

В этот момент вас наверняка одолевают терзания: «Если все так плохо, то почему обычные
трансформаторы настолько распространены?» Немного раньше я говорил, что часть этих минусов в
определенных задач не является минусом. Например, если вы откроете UPS on-line, то увидите, что
трансформатор там не самый габаритный элемент. Да и если вы собираете небольшие партии до 100-
200 устройств в месяц, то наверняка и себестоимость выравняется, т.к. 100-200 штук уже можно сделать
и в России или нанять намотчика, купить китайский станок или сделать самим за 100-200 тыс. руб. и
радоваться жизни.
И пожалуй главное место, где планарные трансформаторы не вытеснят обычные — преобразователи с
номинальной мощностью больше 2000 Вт.

Устройство планарного трансформатора


На самой первой картинке вы видите данный тип трансформатора уже в собранном состоянии, вид
весьма необычный, не правда ли? Хотя люди, которые вскрывали современные телевизоры, зарядки
ноутбуков (не дешевых) уже наверняка видели такие трансформаторы или подобные.

Планарные трансформаторы могут быть выполнены в разных конструктивных исполнениях, четкой


классификации не существует насколько мне известно, но я делю их на 2 типа:

Независимый. Трансформатор представляет из себя отдельный электронный компонент, который


может отдельно поставляться и изготавливаться. Такое решение хорошо при наличии большой
линейки устройств, где трансформатор унифицированный. Это не мой случай. Мне надо дешево, а
унификация всегда требует жертв в виде небольшого удорожания.

С общим ядром. Это как раз мой случай. При таком исполнение обмотки трансформатора
выполнены на основной печатной плате устройства и является его не неотъемлемой частью.
Сердечник же просто надевается на плату и крепится с помощью скоб или как-то иначе, например,
на клей или компаунд.

Какой бы тип планарного трансформатора не рассматривали, общее у них одно — все обмотки
выполнены в виде медных дорожек на печатной плате.

Если вы решите более подробно ознакомиться с данной технологией и направитесь в гугл, то наверняка
во многих статьях встретите фразу: "… и вот наконец-то в последние годы планарные трансформаторы
стали доступны по цене. Связано это с тем, что многослойные платы подешевели". Когда я
проектировал свой первый планарный трансформатор, году так в 2010-11, данная фраза сбила меня с
толку. Я наивно подумал, что планарники делают исключительно на многослойных печатных платах. На
тот момент я еще учился в ВУЗе, и хотя работал и получал неплохую стипендию — данный тип плат для
меня был финансово не очень доступен. Подумал и решил сделать свой фейсбук!!!! удешевить данную
технологию, как оказалось потом — придумал велосипед.

Суть удешевления заключалась в использовании «пирога» из нескольких двухслойных печатных плат


небольшой толщины (0.8 или 1 мм). Для меня это казалось гениальным и простым решениям. Вот
только проблема была в том, что я как всегда смотрел на решениях топовых компаний, занимающихся
силовой электроникой, таких как Texas Instruments, Linear, Infineon, Murata, а они использовали печатные
платы в 6-8 слоев и в 2010 году они даже стандартного 4 класса (0.15/0.15 мм) стоили очень дорого.
Потом получилось так, что на летнюю практику меня позвали в одну хорошую компанию и там мне
рассказали и показали, что они такие «пироги» для планарных трансформаторов уже лет 10 как делают.
Так же делали и другие компании рангом пониже, чем TI и Infineon. Главное одно — идея была верная
и такое решение не просто правильное, а еще и проверенное временем.

Все элементы «пирога» обычные двухслойные платы стандартного класса точности, а значит они
оооочень дешевые и изготовить их может любой производитель печатных плат. Выглядят элементы
«пирога» планарного трансформатора вот так:

Как видите в моем трансформаторе всего 3 элемента, хотя могло бы быть и больше. Почему 3? Согласно
мои расчетам, чтобы набрать нужную индуктивность в первичной обмотке, мне потребуется 6 слоев. 2
слоя мне дает основная плата + 2 слоя «кусок пирога» + 2 слоя «кусок пирога». Вторичная обмотка
уместилась всего на 2 слоя, от сюда еще один «кусок пирога». В итоге имеет стек из 4-х двухслойных
печатных плат. Дальше арифметика еще проще: я использую сердечник ELP18/4/10, а значит расстояние
под «обмотки» у меня составляет 4 мм. Это расстояние мы делим на количество плат: 4 мм / 4 платы = 1
мм — толщина каждой печатной платы. Все просто!

Если вам вдруг не понятно откуда взялся зазор в 4 мм, то можете посмотреть даташит на сердечник тут.
А для тех, кому не удобно ходить по ссылкам или трафик не хочется тратить на большую pdf-ку,
небольшая вырезка:

Как видим размер окна сердечника на одной половине составляет 2 мм, на второй половине он так же
2 мм. Получаем общий размер окна по высоте — 4 мм.

Теперь можно разобрать из чего состоит себестоимость планарного трансформатора. По сути тут всего
2 составляющие: сердечник и 3 печатные платы. Сердечник оптом стоит 0,14$, печатные платы 3 штуки
по 0,11$ за каждую так же на серии. Получаем 0,47$ стоит сам трансформатор. Я не включил сюда
компаунд для склейки сердечников, т.к. если раскидать его стоимость на всю партию, то там даже 1
цента не получается и не посчитал работу по сборке. Работа не считается по одной простой причине —
трансформатор собирается на этапе ручного монтажа, а стоит он в Азии копейки. Для сравнений —
напаять 2 транзистора в корпусе ТО-220 стоит столько же, сколько и монтаж планарного
трансформатора, то есть опять же выходит мизер. Вот так мы и получаем цифру 0.5$ за 1
трансформатор до 100 Вт.

Немного о моих результатах… Мне удалось уместиться в габарит по высоте и даже сделать лучше —
вместо предельных 11 мм у меня получилось 9.6 мм. С одной стороны мало заметно, а на практике это
уменьшение габаритов примерно на 13%. При чем, основной габарит по высоте задавал уже не
трансформатор, а электролитические SMD конденсаторы на входе и выходе.
По себестоимости — точной цифры я вам назвать не могу, но уложиться получилось в требование. Тут
стоит отметить усилия самого заказчика, он умудрился найти поставщиков, которые на большой серии
смогли дать цены на уровне, а иногда и чуть ниже, чем на digikey. Лично моя заслуга — я решил
техническую задачу и сделал дешево, а заказчик сам уже сделал супер-дешево без потери качества.

Технические возможности, открываемые планарным


трансформатором
Дальше моя статья принимает больше технический характер, чем повествовательный и если вам не
интересна силовая электроника, сухие расчеты и прочие гадости, то дальше можете не читать и
переходить к обсуждениям в комментарии. Красивых картинок больше не будет. Если же вы планируете
взять данную технологию для себя на вооружение, то тогда для вас все только начинается.

Планарные трансформаторы, за счет своих физических и конструктивных свойств, позволяют нам


получить не только выигрыш в плане технологичности, а соответственно и себестоимости, но и
открываю нам новые горизонты при проектировании. Давайте рассмотри основные плюсы, которые мы
получаем при использовании планарных трансформаторов:

Низкое тепловое сопротивление. Оно обусловлено более высоким отношением площади


поверхности сердечника к его объему. За счет этого охлаждающая способность планарных
трансформаторов ощутимо выше по сравнению с «классическими» трансформаторами на 50-70%.
Это позволяет нам при проектирование закладывать большую плотность тока, а значит и
обеспечить более высокую плотность энергии при том же эффективном объеме сердечника (Ve).
При этом рост температуры остается в допустимых пределах

Высокая плотность тока. Повышенная плотность тока является следствием предыдущего «плюса»
планарного трансформатора. Обычно для трансформатора с проволочной обмоткой стандартным
значением плотности тока является цифра около 6-7-8 А/мм2, когда для планарного
трансформатора это цифра около 15-25А/мм2. Это разумеется при прочих равных условиях, таких
как температура перегрева

Отличная повторяемость паразитных параметров. Геометрия печатных плат при производстве


выдерживается очень точно, что обеспечивает практически идеальную повторяемость паразитных
параметров. Это позволяет достаточно легко проектировать резонансные преобразователи,
например, LLC полумост и достигать очень высоких частот коммутации до 2-4 МГц

Высокий коэффициент связи. Тут все просто — меньшие потери в обмотках,


а значит более высокий КПД преобразователя мы получаем

Малая индуктивность рассеяния. За счет этого амплитуда выбросов ЭДС и колебаний


напряжения ниже, что в свою очередь повышает надежность транзисторов

Очень высокая плотность энергии. Обусловлено совокупностью всех ранее описанных свойств
планарного трансформатора.

Чтобы вы могли более наглядно оценить весь потенциал данного типа трансформаторов, могу сказать,
что в данном проекте, на одной паре сердечников ELP18/4/10 мне удалось построить резонансный
преобразователь мощностью 65 Вт. А теперь посмотрите на его габаритные размеры, не плохо же для
такой мелочи?

Метод расчета планарного трансформатора


Методик, которые позволяют рассчитать данный тип трансформаторов, достаточно много. Правда
основная литература, в том числе и научная, в основном на английском, немецком и китайском языках.
Я на практике опробовал несколько, все они были взяты из англоязычных источников и все показали
приемлемый результат. В процессе работы за несколько лет мною были сделаны небольшие правки,
которые позволили несколько повысить точность расчетов и именно эту методику я вам и
продемонстрирую.

У меня нет каких либо амбиций на ее уникальность, а так же я не гарантирую, что ее результаты
достаточно точны во всех диапазонах частот и мощностей. Поэтому если вы планируете использовать в
работе, то будьте аккуратны и всегда следите за адекватностью результатов.

Немного о моделировании… Его можно, а иногда и нужно делать, но работая даже с таким монстром
как Comsol, мне не удавалось получить точность выше, чем дают обычные везде описанные методики.
Пытался я учитывать и большее количество паразитных параметров, и более точно описывать скин-
эффект, и учитывать магнитные изменения в материале сердечника и много чего еще — точности
лучше +-3-5% получать не удавалось. Поэтому на мощностях до 150-200 Вт в моделирования смысла не
вижу (вы можете конечно не согласиться), а вот после 200 Вт уже без него не обойтись, особенно если у
вас резонансный преобразователь.

Расчет планарного трансформатора


При расчете любого трансформатора первым делом необходимо найти максимальное значение
магнитной индукции. Потери в сердечнике и в медных проводниках приводят к нагреву
трансформатора, поэтому расчеты необходимо вести относительно максимального допустимого
перегрева трансформатора. Последний выбирается исходя из условий эксплуатации и требований,
предъявляемых к устройству.

Делам эмпирическое допущение в котором предполагаем, что половина от общих потерь на


трансформаторе — это потери в сердечнике. Исходя из этого допущения посчитаем максимальную
плотность потерь в сердечнике по эмпирической формуле:

Где значение эффективного магнитного объема VE берется из документации на сердечник в [см3],


значение максимального перегрева ΔT выбирается исходя из расчетов (например, я обычно беру в
расчет 50-60 градусов). Размерность же получаемой величины — [мВт/см3].

Прошу обратить внимание, что многие формулы, которые я описываю, получены эмпирическим
путем. Другие же записаны в их конечном виде без расписывания их математического вывода.
Тем, кому интересно происхождение последних советую просто ознакомить с зарубежной
литературой по магнитным материалам, например, есть стать и книги у Epcos и Ferroxcube.

Теперь, зная максимальную плотность потерь в сердечнике, мы можем посчитать максимальное


значение индуктивности при котором не будет превышена температура перегрева выше расчетной.

Где СM, СT, x, y — параметры полученные эмпирическим путем методом аппроксимации кривой потерь,
а f — частота преобразования. Получить их можно двумя путями: обработав данные (графики) из
документации на свой сердечник или же построив эти графики самостоятельно. Последний способ
позволит вам получить более точные данные, но потребуется наличие полноценного тепловизора.

В качестве примера я поделюсь с вами данными значениями для сердечников из материала Epcos N49,
его аналог от Ferrocube является так же популярный и доступный материал 3F3. Оба материала
позволяют без проблем строить преобразователи с резонансной частотой до 1 МГц включительно. Так
же стоит отметить, что данные параметры зависят от частоты, данные цифры для частот 400-600 кГц.
Это наиболее популярный диапазон частот и материал, который я использую.

СM = 4,1 * 10-5

СT = 1,08 * 10-2

x = 1,96

y = 2,27

Далее стоит вспомнить о второй составляющей потерь в трансформаторе — потери в медной


обмотке. Считаются они легко, по нашему любимому закону Ома в котором дополнительно учли
вполне логичные моменты: ток у нас импульсный и протекает он не 100% времени, то есть
коэффициент заполнения. Рассказывать как посчитать сопротивление обмотки меди по ее геометрии я
не буду, слишком банально, а общую формулу наверное напомню:

Потери в меди считаются для каждой обмотки отдельно, а потом складываются. Теперь мы знаем
потери в каждом слое «пирога» и в сердечнике. Желающие могут промоделировать перегрев
трансформатора, например, в Comsol или Solidworks Flow Simulation.

Продолжая тему медных проводников, давайте вспомним о таком явление, как скин-эффект. Если
объяснять «на пальцах», то это эффект, когда с ростом частоты протекающего в проводнике тока,
происходит «выдавливание» тока из проводника (от центра к поверхности) другим током — вихревым.
Если же говорить более по научному, то в результате протекания в проводнике переменного тока,
наводится переменная индукция, которая в свою очередь вызывает вихревые токи. Это вихревые токи
имеют направление противоположное нашему основному току и получается, что они
взаимовычитаются и в центре проводника суммарный ток равен нулю.
Логика простая — чем выше частота протекаемого тока, тем больше сказывается скин-эффект и
тем ниже эффективное сечение проводника. Уменьшить его влияние можно путем оптимизации
геометрии обмоток, их распараллеливания и прочими методами, которые наверное заслуживают если
не целой книги, то большой отдельной статьи.
Для наших же расчетов достаточно примерно оценить влияние скин-эффекта с помощью еще одной
эмпирической формулы:

Где ∆δ — толщина зоны с нулевым током, f — частота преобразователя в [кГц]. Как видите данный
эффект целиком привязан к частоте коммутации.

А теперь давайте посчитаем сколько витков и прочего нам потребуется для изготовление
трансформатора прямого хода. Первым делом считаем сколько же нам потребуется витков в
первичной обмотки:

Где Umin — минимальное входное напряжение, D — рабочий цикл, f — частота работы, Ae —


эффективное сечение сердечника. Теперь считаем количество витков для вторично обмотки:

Где N1 — количество витков в первичной обмотке, D — рабочий цикл, Uout — номинальное выходное
напряжение, Umin — минимальное входное напряжение.

Следующим шагом является расчет индуктивности первичной обмотки. Так как ток в обмотке у нас
носит импульсную характеристику, то зависеть он будет и от индуктивности. Рассчитываем мы ее по
следующей формуле:

Где μ0 — эффективная магнитная проницаемость, μa — амплитудная магнитная проницаемость, Ae —


эффективное сечение сердечника, N1 — количество витков в первичной обмотке, Ie — эффективная
длина пути. Недостающие параметры, типа проницаемости и длины магнитной линии вы можете взять в
документации на конкретный сердечник.

Теперь финальный шаг, который нам необходимо сделать — рассчитать действующий в первичной
обмотке ток. Это позволит в дальнейшем посчитать сечение для первичной обмотки и соответственно
ширину проводника. Значение тока складывается из двух составляющих и выглядит следующим
образом:

Тут вроде уже все составляющие формулы знакомы и посчитаны, единственное отмечу параметр Pmax.
Это не просто значение номинальной выходной мощности, это полная мощность преобразователя с
учетом КПД хотя бы примерно (я обычно закладываю 95-97% для резонансных преобразователей) и
тем запасом, который вы закладываете в устройство. В моих устройства обычно 10% запас по
мощности, в особо ответственных устройствах и узлах иногда приходится закладывать 20-25% запас, но
это вызывает удорожание.

Вот мы и получили все параметры, которые необходимы для расчета и проектирования планарного
трансформатора. Конечно вам придется самим посчитать сечение для обмоток, но это элементарная
арифметика, которой я не хочу загромождать статью. Все же остальное уже посчитано и остается только
спроектировать платы в каком либо САПР.

Итог
Надеюсь моя статья поможет начать вам использовать планарные трансформаторы как в своих
домашних проектах, так и в коммерческих. Данную технологию необходимо использовать аккуратно,
ведь в зависимости от задачи она может оказаться дороже «классических» трансформаторов.

Так же несомненно применение планарных трансформаторов открывает новые технические


возможности, а современные Mosfet-ы и новые GaN транзисторы лишь способствуют этому, позволяя
создавать преобразователи с частотами от 400 кГц и выше. Однако и стоимость этих «возможностей» не
всегда достаточно низкая, да и для проектирование резонансных преобразователей на таких частотах
требует большого набора знаний и опыта.

Но не стоит расстраиваться! Любому из вас, даже начинающему электронщику, под силам собрать
топологии по проще, например, ZVS мост (Full bridge). Данная топология позволяет получит очень
высокий КПД и не требует каких-то супер-секретных знаний. Необходимо лишь сделать прототип или
макет и хорошенько поэксперементировать. Удачи в освоение новых горизонтов!

Теги: Планарный трансформатор, трансформатор, электроника, силовая электроника, DIY

Хабы: Схемотехника, Производство и разработка электроники, Электроника для начинающих

+140 414 69,3k 231 Поделиться

126,5 0,5
Карма Рейтинг

Илья @ IlyaGalkin
Схемотехник

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ МИНУТОЧКУ ВНИМАНИЯ

24 ноября 2018 в 11:44

Модуль управления силовым преобразователем: разработка и сборка


+59 25,1k 173 98

2 ноября 2018 в 15:28 Опрос


Инвертор с чистым синусом за 15 минут или «силовая электроника — каждому»
+97 165k 441 139 Вошёл в IT – а дальше что? Отвечают
хабраюзеры
24 августа 2015 в 15:18

Умная плата для управления силовыми 3-х фазными нагрузками


+12 16,9k 86 4

Турбо
СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА В IT

Какой IT-работодатель всех сильней?


120 000 ₽/мес. Покажем и докажем

Средняя зарплата по всем IT-


специализациям на основании 2 819
анкет, за 1-ое пол. 2021 года

Узнать свою зарплату

Комментарии 231 ЧТО ОБСУЖДАЮТ

m0xf 20 января 2018 в 17:40 0 Сейчас Вчера Неделя


Что с изоляцией между слоями? Как я понял, там только паяльная маска. Возможно будет лучше сделать
«пирог» из односторонних плат 0.5мм. РКН выпустил приложение, через
которое можно пожаловаться на
противоправный контент
3,8k 38
IlyaGalkin 20 января 2018 в 17:48 +8

С изоляцией все проще, она стандартизирована. Для напряжений до 48В (включительно) достаточно Установка Linux на калькулятор. Часть
изоляции между слоями 200 мкм. Для напряжений больше 48В (до 400В включительно) требуется II
изоляция в 400 мкм. Если у вас выпрямленная трехфазка (около 660В), то требуется уже 800 мкм.
2,8k 12
Изоляцию можно выполнить несколькими способами: вставки (воздушный зазор), изолирующие пленки.
Односторонний текстолит к сожалению сильно усложнит сборку трансформатора, т.к. сама обмотка
начинается от края и заканчивается в центре. Второй слой позволяет вернуться от центр обратно на край ЭДО здорового человека и российское
платы. Можно извратиться и сделать переходы в центре, но как выше сказал — усложняется сборка. 7k 110

Я обычно использую пленки и всем их рекомендую. Производители моточных изделий их продают с


Школа или как завалить
шагом 100 мкм. Что касается расчетов, то для нормальных условий берется соотношение 1 мм на 1 кВ или архитектурное планирование
более понятное соотношение — 1В/мкм.
6,7k 56
Если жезка будет эксплуатироваться НЕ в корпусе IP56 и выше, то нужно увеличивать зазор в зависимости
от средней влажности среды.
Анализируй это: как разные бренды
используют мобильную аналитику

borisxm 20 января 2018 в 19:53 0 Мегапост

А как обстоят дела с сертификацией этого добра в сетевых блоках питания? С обычными
трансформаторами уже все отработано и при соблюдении норм особых эксцессов не предвидится. В
планарных трансформаторах меня смущает возможность обугливания текстолита с появлением
серьезных токов утечки между первичной и вторичными обмотками.

IlyaGalkin 20 января 2018 в 20:23 +5

Сертификацию таможенного союза и CE проходили без проблем. Когда проходили exia для
нефтянки, то прошлось залить все устройство компаундом и вопросы тоже отпали. С другими
сертификациями опыта личного не имел, поэтому что-то сказать не могу.

gorbln 24 января 2018 в 10:03 0

А что ставили по входу для Exia? Три стабилитрона и предохранитель? Или резистор? Заливать
компаундом пришлось из-за конденсаторов или чтобы руки проверяющих (точнее, щупы) не
дотянулись ни до какой точки платы?

IlyaGalkin 24 января 2018 в 10:52 +1

2 варистора + TVS + предохранитель. И сами цепи и количество конденсаторов


оптимизированы так, чтобы в их общей емкости не скапливалось достаточно заряда для
образования искры. Компаундом все заливается, потому что устройство встраивается в
прожектор, а там по технологии секция с коммутацией и кабельными вводами заливается.
На сертификацию все отдается в разобранном виде + в готовом (конечный продукт), поэтому
шаловливые руки проверяющих везде достают. Да и как я понял они больше анализировали
схемотехнику и соответствие устройства, те ли номиналы и прочее.

lelik363 20 января 2018 в 20:04 0

Цены, которые указаны у Вас на сайте, включают испытания?

IlyaGalkin 20 января 2018 в 20:24 +2

Да, так же и пакет документации для прохождение сертификации электробезопасности (220В) и


таможенного союза (ТС). Последние год-полтора их хотят все.

lelik363 20 января 2018 в 20:28 0

Чем подтверждаете длительный срок службы изделия?

sim2q 21 января 2018 в 11:19 0

тоже присоединяюсь к вопросу, но в контексте электролитических конденсаторов

IlyaGalkin 21 января 2018 в 12:44 +2

А там и нет электролитов)) Твердотельные полимерные кондеры.

lelik363 21 января 2018 в 12:54 +1

Это как бы житейские соображения.


Например протокол ресурсных испытаний или расчет MTBF?

MrRIP 24 января 2018 в 10:17 +1

То, что «электролит» в конденсаторе является полимером не отменяет факт наличия этого
самого «электролита»! Просто среда переноса ионов немного твёрже :D

Твердотельный конденсатор — конденсатор, в котором вместо традиционного


жидкого электролита используется специальный токопроводящий органический
полимер (например поли-3,4-этилендиокситиофен, англ. PEDT) или
полимеризованный органический полупроводник (например комплексная соль
тетрацианхинодиметана, англ. TCNQ).

IlyaGalkin 24 января 2018 в 10:54 0

Совершенно верно. Я просто написал более «народным» языком, чтобы поняли не


только электронщики, но и все остальные читатели. А вариант «твердотельный/
полимерный» ассоциируется с видеокартами — все сразу догадались))

IlyaGalkin 21 января 2018 в 13:07 +2

Выбором компонентов в первую очередь (пленка, тантал и прочее) и испытания, в том числе и
в запредельном диапазоне. Например, чтобы ускорить процесс деградации конденсаторов —
перегреваем их в климатической камере. Подробнее методики испытаний описаны, например,
в ГОСТах. Можно так же разработать свои.

saboteur_kiev 20 января 2018 в 20:18 +1

Стоило добавить это в статью =)

Vitalley 21 января 2018 в 01:07 0

У Резонита вроде читал что у них электроизоляция маски не нормируется нигде и они предлагают не
использовать её в качестве изолятора.

olartamonov 21 января 2018 в 01:35 +1

Ну, если нужна изоляция между двумя низковольтными платами, лежащими друг на друге (SMD-
монтаж модуля поверх основной платы), то маска обеспечивает 10-20 мкм гарантированного зазора
между их дорожками. Собственно, поэтому готовыми модулями с SMD-монтажом, теми же
модемами или GPS, и можно спокойно пользоваться.

При этом полноценным изолятором она в общем случае действительно не является, если ткнуть
щупом мультиметра в закрытое маской переходное отверстие, он с большой вероятностью достанет
до меди.

progchip666 24 января 2018 в 12:30 0

Как то я заказывал в Резоните платы с закрытыми масками отверстиями. Было мало места на плате и
я рискнул сделать переходные отверстия под заземлённой термоплощадкой микроконтроллера.
Заставил их переделать плату 3 раза но отсутствия замыкания при монтаже так и не удалось
получить, в конце концов пришлось переразводить для чего переходить на глухие отверстия.
Проводить подобные эксперименты с трансформатором у меня совсем нет желания.

vladimir_open-dev 4 февраля 2018 в 11:27 0

У вас в любом случае были бы проблемы с монтажом этого процессора так как переходное
отверстие под маской выше земляного пада и вызывает перекос корпуса припайке. У нас был
один такой случай — все экземпляры паяли руками и с большим числом матов…

progchip666 4 февраля 2018 в 11:38 0

Были конечно, паял вручную. Но когда я попробовал просто тестером прозвонить эти
«закрытые переходные отверстия» они легко звонились. Под микроскопом было видно что
качество покрытия никакое. Не понятно зачем вводить явно не работающую услугу было.

BigBeaver 4 февраля 2018 в 12:03 0

Она вполне работающая, просто вы используете ее не по назначению.

progchip666 4 февраля 2018 в 18:40 0

Тогда поделитесь тайным знанием — каково её назначение? Ниже привожу скан. На нём
замечательно видно что некоторые переходные действительно покрыты маской, а
некоторые практически вскрыты. Мне два раза переделывали с одинаковым результатом,
в конце концов надоело ругаться. Какой тайный смысл в услуге скрытия переходных если
30 процентов дейcтвительно покрываются маской, а остальные как придётся?

BigBeaver 4 февраля 2018 в 19:20 0

Все просто же.


Вот у вас есть какая-то такая штука

Обратите внимание на кучу отверстий. Это так называемые thermal via — они медные
и хорошо проводят тепло на земляной слой, который выступает в роли радиатора.
Есть, например, такой гайд по ним, который примерно позволяет оценить требуемую
площадь полигонов исходя из мощности, рассеиваемой компонентами. Так вот,
проблема в том, что если вы наделаете кучу дырок, они будут всасывать припой, и
пайка будет говно… Но. Если ваши via закрыты (именно закрыты, а не тентированы)
маской с обратной стороы, этого не произойдет. Если они тентированы, то припой
всасываться будет, но во-первых, нев таком обьеме. И во-вторых, это может быть
полезно в ряде случаев для повышения проводимости между слоями (медь хоть и
лучше припоя, но она тонкая, а столбики из припоя можно сделать довольно
внушительные).

progchip666 4 февраля 2018 в 22:10 0

Если они закрыты то да, но вы посмотрите КАК ОНИ ЗАКРЫТЫ в реальности! Я же


вам скан посылаю, могу платы выслать если не выкинул ещё. Сначала думал это
технологический сбой, но после двух переделок понял что это просто фикция. Я
больше 8000 руб и два месяца времени потерял на ваших так называемых закрытых
отверстиях! Времени жалко больше. Платы был не самыми дешёвыми и проект
горел!

BigBeaver 4 февраля 2018 в 22:47 +1

Из моего опыта описанную выше функцию они выполняют — сквозных дырок


нет и припой не утекает. Адгезия припоя на них тоже отсутствует. А то, что вы
делали трассировку левых сигналов под земляным падом, это ваши проблемы,
уж извините.

vladimir_open-dev 4 февраля 2018 в 15:21 +1

Резонит это отдельное безобразие

progchip666 4 февраля 2018 в 22:13 +1

К сожалению, остальное в этой стране ещё хуже, поэтому до сих пот пользуюсь его
услугами не смотря на отдельные проблемы. У них ужасный подход — нормальные
конторы сделав явный косяк извинятся и исправят, а эти будут лаяться до посинения и
доказывать свою правоту. Но достойной альтернативы в России я пока им не вижу, так
что приходится терпеть.

dernuss 20 января 2018 в 18:01 +1

я использую сердечник ELP18/4/10, а значит расстояние под «обмотки» у меня составляет 4 мм. Это
расстояние мы делим на количество плат: 4 мм / 4 платы = 1 мм — толщина каждой печатной платы. Все
просто!

Паяльная маска добавляет ещё толщину, она вроде толщиной около 20 мкм. То есть 20мкм надо умножить на
8 = 0.16 мм.
Да и сердечник может быть +-0.1мм

IlyaGalkin 20 января 2018 в 18:39 +4

И медь (35 или 70 мкм) и паяльная маска действительно добавляют толщины, но само ядро текстолита
имеет толщину 0.9 мм. В итоге полная толщина печатной платы получается 0,9913 мм, если быть точным.
Получается даже немного меньше. Хотя я именно такой стек задавал в Altium-е при проектирование, на
целевом заводе он считается стандартным. На других разумеется может быть иначе, поэтому лучше все
таки в пакет конструкторской документации выгружать чертеж стека ПП.

x893 20 января 2018 в 18:17 +4

Отличная статья.
Для полного счастья не хватает схемы и разводки под 5В источник ампера на 3.
Или просто герберов и картинки размещения деталей (для тех кто только паяльник держать умеет).

IlyaGalkin 20 января 2018 в 18:29 +7

Проект коммерческий и показать данную документацию было бы нечестно по отношению к заказчику, но


Ваше пожелание я услышал и при случае постараюсь его реализовать))

Andy_Big 20 января 2018 в 18:41 +2

Не нужно выкладывать документацию на коммерческий заказ, но было бы очень интересно увидеть


практическую реализацию на таком трансформаторе какого-нибудь простенького источника
напряжения с выходом 5-12 вольт :)

dernuss 20 января 2018 в 18:45 0

А ещё лучше ac/dc 220 -> 12 для примера

Andy_Big 20 января 2018 в 18:48 0

Разумеется, имеется в виду со входным AC 220-230 :)

IlyaGalkin 20 января 2018 в 18:53 +6

Сетевое не обещаю, но пример будет. Планирую написать статейку в будущем по GaN


ключикам, ибо сейчас «домашний проект» как раз на них и с планарником, правда 48->5В. Все
постепенно будет, лишь было время))

StDmitriev 20 января 2018 в 21:45 +1

Статья супер! Спасибо! Присоединяюсь к числу ждущих пример) Сам давно смотрю на такие
трансформаторы, но как-то не решался попробовать, а теперь загорелся этой идеей.
Не знаю как с экономической точки зрения (трансформаторы мотаем сами и они не самая
дорогая часть изделия), но вот с практической, для серийных изделий, выглядит очень
многообещающе, ибо можно свести человеческий фактор к минимуму, да и самому
намного проще паять чем мотать.

Andy_Big 20 января 2018 в 21:52 0

Еще, мне кажется, многократно растет повторяемость параметров в серии.

Andy_Big 20 января 2018 в 21:49 0

Буду ждать :) Всегда с интересом читаю Ваши статьи, и хотя тематика источников питания не
моя, но очень интересно читать для общего развития, спасибо :)

IlyaGalkin 20 января 2018 в 22:11 +1

Ага, повторяемость параметров очень важна и как ответили выше — рукожопость


монтажника уже меньше влияет на результат)) При намотке трансформаторов, даже на
ЧПУ станке, индуктивность обмоток плавает около +-5-10%. При печатных обмотках
+-1% в худшем случае. Если схема резонансная, то это ооочень существенно. Исключение
1й операции в пуско-наладке при контрактном производстве в Азии экономит около
3000-4000$.

В следующий раз покажу какую нибудь «живую» железку, будет еще интереснее)) Пока
думаю о DC/DC 48-400В (к предыдущей статье) и частотном преобразователе. Напишу по
обоим, но в каком порядке пока не знаю.

Fenyx_dml 24 января 2018 в 21:41 0

А вот жаль, что нету данных. Мне вот как раз бы купить драйвер для светодиодов на 34В 3А. Сам я такое
не осилю спроектировать. А раз есть готовое изделие, я бы купил по цене рублей до 500 (лучше 350=).
Но вообще все эти мосты-полумосты дело для простого любителя попаять своими руками слишком
сложное. У меня требования к изделию проще. Вес и размер не слишком большие (чтоб не как транс
ТС-160 с электролитами!). грелся чтоб не сильно (кпд выше и не желателен нагрев выше 50*С и/или
затруднен обдув) и цена в пределах указанной выше. Я б взял на рынке старый советский транс (у
тс-160 и напряжения подходящие есть и ток там до 3А), но собака тяжеловат он. У китайцев нужный
драйвер че-то в 1500 рублей или дороже выходит, что не приемлемо. Куда посоветуете податься?

IlyaGalkin 24 января 2018 в 21:44 0

На ум приходит только одно — собрать самому)) Либо как вариант взять блок питания мианвелл на
36В и добавить ему обратную связь по току.

Fenyx_dml 24 января 2018 в 22:23 0

Ну, собрать я могу только «классический» транс на сетевую частоту. Импульсники да еще с
коррекцией… это выше моей компетенции. А есть примеры «добавления обратной связи по
току»? Я же их схемотехнику не представляю. Мне бы представить куда тянуть провода от датчика
тока и каким макаром это сделать, чтобы в результате не получить «Пздыдыщ»! Эт я могу толко по
мануалу. Не, ну если схема есть и там можно менять напряжение стабилизации так чтобы оно
было, скажем, 0.3В, вместо 36, тогда можно просто обрезать линию датчика напряжения на
выходе и завести её отдельным проводом на нужный мне резистор… Но думаю что там это так
просто не пркатит…

Fenyx_dml 24 января 2018 в 22:34 0

Эээ… посмотрел я предложения на www.mean-well.ru…


Цены не гуманные — ближайший подходящий драйвер LED стоит что-то около 3200р. Блоки
питания примерно той же категории. Стало грустно. Пойду за ТС-160 :(

IlyaGalkin 24 января 2018 в 22:37 0

На али копии сих блоков (по сути тоже самое) около 650-700р были.

gshamshurin 20 января 2018 в 18:19 +8

Прочитал на одном дыхании!


Сколько денег и нервов было потрачено как раз на намотку трансформаторов для LED-драйверов — страшно
вспомнить. А тут такое простое и красивое решение!
Коллега, Ваше кунг-фу сильнее моего, снимаю шляпу.

IlyaGalkin 20 января 2018 в 18:33 +4

Благодарю за оценку! Даааа, в процессе отладки с намоткой тоже приходится мучиться. Не всех
заказчиков удается убедить в использовании такого решения. Сам жутко ненавижу намотку как таковую.
Думаю таких «ненавистников» очень много среди нас))

Goron_Dekar 20 января 2018 в 20:10 0

А я как раз наоборот очень люблю моточные трансформаторы. Правда их не мотаю, а выбираю из
ассортимента.
Но стоит конечно попробовать такую технологию.

IlyaGalkin 20 января 2018 в 20:28 +1

Тоже стараюсь использовать готовые, для стандартных преобразователей типа 220->12/5 или 12->12
найти не проблема, например, у Wurth. Когда же требуется что-то нестандартное, то деваться некуда.
На деле единственный глобальный минус, который нельзя обойти использую обычный
трансформатор — высота. Я и с RM сердечниками работал, и с EFD — меньше 15-20 мм профиль уже
не получить при мощности 30-50-100 Вт. Если такого требования нет, то в принципе можно и
обычный трансформатор найти или мотать. Но опять же от партий зависит.

leemuzhko 20 января 2018 в 18:26 +4

Красивое решение.

OFFREAL 20 января 2018 в 18:26 +2

Каким образом пропаиваются переходные отверстия на внутренних «обмотках»?

IlyaGalkin 20 января 2018 в 18:27 0

Хороший флюс + перед сборкой из дозатора паста паяльная. Если подобрать дозу, то припой отлично
затекает во все отверстия и не остается лишнего припой, который мог бы дополнительно влиять на зазор.

Andy_Big 20 января 2018 в 18:42 0

Пайка при этом в печи, насколько понимаю?

unalacuna 20 января 2018 в 18:39 +6

Отличная статья!

Очень приятно видеть что вас вдохновили наши тексты и дизайн сайта )

www.thirdpin.ru

nordic-energy.ru/index.html

Только меню у вас не работает, проверьте.

IlyaGalkin 20 января 2018 в 18:43 +3

Я думал никто и никогда не заметит)) Но сайт действительно по вашему образцу, ибо идеальное сочетание
минимализма в дизайне и информативности. Что касается функционала, то оно еще не доделано, т.к. у нас
в команде куча схемотехников и ни одного веб разработчика. Вот и решил поизучать html+css+js и заодно
какое-то портфолио сделать.

Если вы или компания против такого решения, то я разумеется могу переработать сие решение и
уменьшить «похожесть». Тогда просто маякните в личку)

lelik363 20 января 2018 в 19:50 +1

Ваш накопитель SSD на каком контроллере сделан?

progchip666 4 февраля 2018 в 11:42 0

Обычное дело. Когда заказываешь сайт тебя просят приведи три примера, которые тебе нравятся. Ну а
потом устраивают рерайтинг. Доказать потом что то очень сложно.

unalacuna 4 февраля 2018 в 14:02 +2

Я не против подражания как такового (если тебя копируют — значит ты хорош). Чужой опыт полезен
для учёбы и для open source.

В случае с маркетингом это называется вторичность, и это не круто.

Если дизайнер просит «пример, который тебе нравится» чтобы потом повторить его — он безнадёжен,
надо гнать его подальше.

tixkost 20 января 2018 в 18:44 –4

«Высокая плотность тока» — это не плюс при требоании 5 летней гарантии, почитай что такое
электромиграция, например, здесь ru.wikipedia.org/wiki/Электромиграция

IlyaGalkin 20 января 2018 в 18:46 +4

Но это и не минус, все хорошо в меру. Достаточно просто не закладывать запредельных плотностей, чего и
не требовалось. Но сам факт, что можно заложить 10-15А/мм2 без каких либо проблем, вместо 6-8А/мм2
— в моем понимание явный плюс.

mwaso 24 января 2018 в 11:52 0

Поляризация диэлектриков, электромиграция атомов проводников заметно проявляются при


постоянном токе, а в трансформаторе он переменный. Так-что это мимо.

@ NordicEnergy, а не пробовали брать еще более тонкие платы в пирог — есть же и 0,2мм FR4, (правда
не знаю, как он по стоимости относительно 0,5мм). Тогда получилось бы лучшее заполнение окна
трансформатора — меньше потерь и можно было обойтись одной Е-половинкой и одной I — крышкой.
И еще вопрос — а вы пользуетесь программами «от Старичка» для расчета трансформаторов для
серийных изделий?

IlyaGalkin 24 января 2018 в 12:09 0

0.2 мм сам никогда не пробовал, да и в случае сетевого напряжения при такой толщине не
обеспечивается зазор диэлектрический — пробьет 400В. А вот 0.4 и 0.5 китайцы делают дешево.
Когда не влезает нужное количество витков, то можно и так сделать.
E+I в данном случае уйдет в насыщение, надо еще больше частоту задирать. Старичковские
программы раньше использовал, а сейчас написал свою утилиту и использую ее, либо бумага и
карандаш если скучно))

dernuss 24 января 2018 в 12:16 0

А у каких китайцев заказываете?


У тех у кого я заказываю (pcbway.com) 0.6 самые тонкие из дешёвых, 0.4 сильно дороже.
Правда я в основном для DIY заказываю.

IlyaGalkin 24 января 2018 в 12:19 0

pcbnpi. На pcbway заказывали одно время, но у них проблема с геометрией платы — сильно
размеры плавают и собираемость транса ухудшается. Но за 5$ по другому и не будет))

dernuss 25 января 2018 в 04:42 0

Ну да, но в принципе для DIY вполне приличные платы.


Даже золотом мне покрыли один раз бесплатно

IlyaGalkin 25 января 2018 в 12:09 0

У золота есть проблема — если платы без вакуумной упаковки полежат пол года, то уже
не паябельно. Главное сразу запаять) Хотя в DIY редко заказывают больше, чем 5-10 плат.
Кстати часы шикарные, возможно сделаю что-то похожее, правда без вафли.
Светофильтр не пробовали накладывать? Ну чтобы плату не видно было, только свет.

dernuss 25 января 2018 в 15:25 0

Наверное, я не сталкивался с такой проблемой. Так стекло и есть светофильтр. Там 3


слоя уф печати. Надо было конечно пять… семь сделать. Без вафли можно если
использовать точный чип rtc. Но с вафлей интереснее мне кажется.

BigBeaver 24 января 2018 в 12:11 0

В том же Резоните цена плат не особо зависит от толщины. Но если основа и «обмотки» делать
одной толщины, то они в одну панель укладываются, а если делать витки на тонких, то это уже заказ
двух плат — могут быть другие квоты и скидки.

roma_turkin 26 января 2018 в 09:11 0

Это в Резоните-то от толщины не зависит? Для больших партий — возможно, но для DIY/
прототипов — ещё как зависит.
Заказал как-то 10 штук плат 35ммх45мм, запросил толщину 0,8мм. Когда увидел цену — челюсть
отвалилась. Не заметил, что любая конфигурация, отличная от стандартной — только на
заготовках от 8 кв.дм. Заказ уже в обработку ушёл, но я успел поменять толщину — после
нескольких звонков.

BigBeaver 28 января 2018 в 13:37 0

Это квоты зависят, а не цена (8дм у них — одна технологическая единица). Ну и не так давно
заказывал 0.5мм, описанной вами проблемы не было. Зато, она регулярно возникает на
толстой фольге.

Gutt 21 января 2018 в 11:48 +1

Неужели Вы вправду считаете, что электромиграция в обмотке трансформатора, пусть даже и планарного,
будет сколь-нибудь заметна и может его испортить? Если да, то приведите расчёт или пример.

Taciturn 20 января 2018 в 19:03 0

но этика есть этика

Так в чём же минус этого решения? Если проблем нет, то упоминание компании будет ей только в плюс, нет
никак причин скрывать его.

gshamshurin 20 января 2018 в 19:07 +1

Ой, не факт. Коммерческие дела с техническими лучше не мешать.

IlyaGalkin 20 января 2018 в 19:10 +7

Полностью согласен. У всех своя картина миру и такая реклама мне же боком может выйти.

IlyaGalkin 20 января 2018 в 19:08 +4

Абстрактный пример. Предположим средняя цена на рынке железки около 20$. Заказчику удалось
добиться себестоимости 1$, но смысла снижать цену нет и так покупают. Но у его покупателей, особенно
оптовых, возникнет разрадрожение и зуд — «А не обнаглел ли ты 2000% наваривать?». Я сам лично с
таким сталкивался и не хотел бы стать причиной такого отношения к заказчику.
Если заказчик попросить, тогда упомяну, благо статьи он тут тоже читает))

Valerij56 20 января 2018 в 19:53 +1

Если железка стоит того, и на рынке нет конкурентов — то пусть накручивают, тем быстрее появятся
конкуренты.

Valerij56 20 января 2018 в 19:50 +2

Статья блеск, снимаю шляпу. Дружу только с паяльником, но красота решения и мне понятна.
Теперь, надеюсь, что с применением такой технологии кто-то опубликует описание ИП на 5 и 12 вольт.

aamonster 20 января 2018 в 19:58 +2

А недостатки? Ну не бывает так, чтобы за все эти преимущества не пришлось чем-то платить.

IlyaGalkin 20 января 2018 в 20:35 +7

Первый большой недостаток в статье упоминал — больше 2000 Вт это только на обычном
трансформаторе. На планарном ценник просто космос становится.

Так же я писал, что обозначенные мною плюсы являются таковыми в моей задачи, а вот при других
условиях могут превратиться и в минусы. Яркий пример — температура перегрева. Она растет медленнее
если мы сравниваем 2 трансформатора и в обоих высокая плотность энергии. Но когда нам надо сделать
оооочень холодное решение, например, перегрев не более 5-10 градусов при мощности 100-200 Вт, то
планарные трансформатор становится очень большим по размерам и дорогим на фоне обычных.

Как писал в конце — тип трансформатора нужно выбирать обдумано и очень аккуратно, многие
особенности трансформатора балансируют на грани «плюс/минус».

aamonster 21 января 2018 в 14:25 0

Т.е. в первом приближении в любом месте, где стоит вч-трансформатор, можно использовать
планарный, нужно только сравнить по цене и габаритам?

BiW 20 января 2018 в 20:01 0

Мне вот стало интересно — а возможно ли таким образом создать трансформатор для пусть и маломощного,
но сварочного инвертора? Существуют ли подходящие сердечники?

BiW 20 января 2018 в 20:20 0

Ой, не внимательно читал…

И пожалуй главное место, где планарные трансформаторы не вытеснят обычные — преобразователи с


номинальной мощностью больше 2000 Вт.

saggy 20 января 2018 в 21:44 0

В преобразователях более 2000 Вт вопрос габарита обычно остро не стоит…

IlyaGalkin 20 января 2018 в 21:45 +1

Зависит от отросли. Если речь о сварочнике, то в принципе не стоит, хотя не всегда. Когда речь идет
об автомобилях, авиации или коммуникационном оборудование, то борьба за вес идет упорная.
Мощности же там до 6 кВт не редкость, а 2-3 кВт обыденность

IlyaGalkin 20 января 2018 в 20:31 +3

Можно. 1-1,5 кВт нормальная мощность, а это около 40-45А тока, чего достаточно для сварки
тонкостенного металлопрофиля, например. Правда такого у меня никогда не заказывали применительно к
инвертору, а вот сварку для электропроводов делали. Там хотелка была — мелкие габариты и работа от Li-
ion. Прототип сделали, обкатали. Запустили ли его в серию не знаю даже, заказчик был с Канады и
производством сам решил заниматься.

N1X 21 января 2018 в 14:32 +3

В плату интегрировать врядли есть смысл, а вот отдельно итальянцы, например, делали: Сварочный
инвертор Linkoln Electric Invertec 170S. Не разбирал, может конечно не на печатных платах, а на плоских
шинах, но тем не менее планар...

Aytuar 20 января 2018 в 23:08 0

Одно плохо, все формулы без единиц измерения. Например в чём там частота Гц, кГц, МГц?

Andy_Big 21 января 2018 в 01:34 +3

Вообще принято в формулах давать единицы без множителей. Частота — герцы, сопротивление — омы,
емкость — фарады и т.д.

Bronto3 21 января 2018 в 07:38 0

Здесь же не учебник ))
Здесь ребёнок познаёт мир, и делится с другими детьми-программистами своими пьюдипаями ))
Зачем только им дали малины и пироги, они ж подумали, что смогут сами?
А выходит только вот это…
Смешат нас своими внезапными познаниями и подключениями к инету.

027 21 января 2018 в 10:08 0

Вообще принято в формулах давать единицы без множителей. Частота — герцы, сопротивление —
омы, емкость — фарады и т.д.

В эмпирических формулах нередко используют производные единицы для удобства расчетов (чтобы не
было много нулей слева или справа). И гадай теперь, то ли там везде основные единицы, то ли автор
забыл указать.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 10:09 +2

Сейчас поправлю, не везде указал просто. В принципе не указал только на частотах. Если пометок
нет, то значит основные единицы без множителей, то есть В, Гц, А и прочее.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 10:19 +2

Да, вы правы. Это везде так, кроме формулы расчета глубины скин-эффекта. В ней явно указал, что
частота в килогерцах.

Uint32 21 января 2018 в 11:49 0

А в каких единицах изм. в ней зона нулевого тока?


В метрах, микронах или милях?
И почему величина этой зоны обратно пропорциональна частоте, хотя должно быть наоборот?

Andy_Big 21 января 2018 в 14:16 0

Присоединюсь к вопросам выше от @ Uint32 :)

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:19 +1

В микрометрах. Расстояние измеряем от поверхности проводника. Чем частота больше, тем


меньше зона «полноценной» проводимости.

Andy_Big 21 января 2018 в 14:30 0

Результат у Вас там указан как зона с нулевым током, поэтому и непонятно :)

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:32 +1

Чуть позже этот момент немного подробнее опишу или схемкой подкреплю, чтобы
вопросов больше не вызывало ни у кого)

Aytuar 21 января 2018 в 11:20 0

Ну а если я не в системе СИ люблю измерять, а в СГС?

Andy_Big 21 января 2018 в 14:18 +1

Тогда указываете явно все единицы измерения :)

Tippy-Tip 21 января 2018 в 14:36 0

А мне, как радиогубителю-чайнику, непонятно в каких единицах измеряется рабочий цикл в формулах
расчета количества витков первичной и вторичной обмоток. В справочной литературе, которую я
использую, такого параметра не встречал. Автор! Просветите пожалуйста! Не дайте«дурой» умереть! :)

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:39 +2

Тогда я предлагаю вам прочитать книгу «Силовая электроника. От простого к сложному». Там все эти
вопросы и даже часть формул встречаются, включая их вывод и подробное описание их физического
смысла.

Что касается рабочего цикла, то это величина безразмерная. В случае двухтактного преобразователя ее
значение от 0 до 0.5.

DmitrySpb79 21 января 2018 в 00:12 +1

Спасибо за материал, интересно. Одно не пойму, мне всегда казалось что в трансформаторе тысячи витков
провода :) А сколько примерно в пленарном максимально? Тут же более 10-20 не влезет?

IlyaGalkin 21 января 2018 в 10:10 +6

Это в обычном трансформаторе на 50 Гц их тысячи, а в импульсном может быть и 1 виток)) Это за счет
большей частоты. Частота выше — индуктивность нужна меньшая.

ploop 21 января 2018 в 01:55 0

Очень интересно, спасибо!


Я так понимаю, следующим шагом будут трансформаторы прямо в чипах? :)

Andy_Big 21 января 2018 в 02:04 0

Почему будут? Уже давно есть, причем по нескольку штук в чипе —


http://www.analog.com/en/products/interface-isolation/isolation/standard-digital-
isolators/adum263n.html#product-overview :)

ploop 21 января 2018 в 15:02 0

Это развязка, я как бы про силовые… :)

IlyaGalkin 21 января 2018 в 15:06 0

Про трансформаторы не знаю, но есть dc/dc у Enpirion (Altera) со встроенными на кристалле диодами
силовыми, ключами и главное дросселем силовым. Так, что трансформаторов если пока еще и нет,
то не за горами как мне кажется))

amartology 5 февраля 2018 в 14:22 0

Так есть ADuM с силовыми трансформаторами прямо там же.


slideplayer.com/slide/3971899/13/images/25/2nd+Generation+isoPower:+500mW+Power+with+33%25+Effi
На картинке снизу сигнальные трансформаторы, сверху силовой. Но там КПД около 30%, так что речь
идет о мощностях в сотни мВт, не больше.
А еще в конце 2017 года от Analog Devices были статьи о том, что они сделали на чипе
трансформатор с сердечником, так что может и в этом отношении скоро будут значительные
подвижки.

gears 6 февраля 2018 в 14:40 +1

В принципе ничто не мешает засунуть и трансформатор в микросхему по аналогии с другими


компонентами:

amartology 7 февраля 2018 в 16:05 0

Габариты мешают засунуть трансформатор в микросборку такого размера.


Можете сравнить изделия Analog Devices с миландровскими 2011ВВ014.
А в небольших модулях DC/DC конвертеров все так и выглядит.

dcoder_mm 21 января 2018 в 08:57 0

А ведь так можно делать совсем простенькие изолированные DC-DC преобразователи, размещая катушки на
двух сторонах одной платы, раскачивая первичную с МК через H-мост, и стабилизируя напряжение со
вторичной. Деталек мало, трансформатор покупать/мотать не надо (хотя сердечник все равно нужен, да. без
него оно превратится в аналог индуктивной зарядки с соотвествующей эффективностью и потерями).
Рядом можно нарисовать еще один бутерброд из катушек и гонять по нему гальванически развязанные
байтики.
Надо будет попробовать, уже больно забавно выглядит

IlyaGalkin 21 января 2018 в 10:12 +1

Murata такое лет 20 уже делает, правда в основном используют флайбек или пуш-пул, а не полноценный
мост. Мост потребует драйверов, а это дороже и сложнее.

dcoder_mm 21 января 2018 в 12:23 0

Да, про мост я что-то сказал не подумав

kdekaluga 25 января 2018 в 01:41 0

Просто на одной стороне платы-то как раз не получится — обмотка будет начинаться снаружи, а
заканчиваться внутри. Как оттуда её выводить? Или изолированной перемычкой, или (как автор) —
вторым слоем.

amartology 5 февраля 2018 в 14:23 0

Гальванически развязанные байтики по бутерброду из катушек очень плохо гоняются, к сожалению.

devspec 21 января 2018 в 10:12 0

А можете просветить электрика «старой школы»? Можем ли мы подать на первичку 220 и получить на
вторичке, скажем, 20В? Или это вообще из другой оперы всё?

IlyaGalkin 21 января 2018 в 10:13 +2

Просто так на трансформатор нет. Любой импульсный трансформатор работает на частотах от 10 кГц и
выше, когда в сети всего лишь 50 Гц. Сначала сеть выпрямляют, затем повышают частоту и только потом
на трансформатор подают 310В (выпрямленные 220), но уже с частотой десятки и сотник килогерц.

semen-pro 21 января 2018 в 11:49 0

Хорошая статья, правда, я к такому пока не готов. Сейчас ищу, где можно намотать 100-1000
трансформаторов, на сердечнике Ш 4*4 мм. Есть какие-то ссылки, контакты?

lelik363 21 января 2018 в 12:57 0

Может они умеют?

IlyaGalkin 21 января 2018 в 13:11 +2

Лэпкос только продает моточные изделия и расходники, но сам не мотают.

Psychosynthesis 21 января 2018 в 15:02 +1

Нас вот эти ребята выручали: Торэл

Zoraccer 21 января 2018 в 13:10 0

Спасибо за замечательную статью!

К сожалению, совсем не специалист, поэтому пара вопросов дилетанта:


1)Сердечники для планарных трансформаторов — это отдельная номенклатура размеров и дизайна?
Посмотрел бегло на всяких чипдипах сердечники — похожих нет. Не так ищу?
2)Как думаете, для «трансформатора единичных импульсов» пригодна эта технология? Т.е. в первичке
№витков, во вторичке 1 виток, на первичку короткий импульс постоянки (или полуволна сетевого), со
вторички снимаем импульс низкого напряжения и большого тока, потом пауза х1000 длительностей
импульса?

Прельщает то, что можно было бы технологично получить сотни и тысячи таких плат по низкой стоимости и с
простой сборкой.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 13:17 +1

1) Сердечник может быть любой, хоть обычны Е-образный (Ш-образный). Но вот высота окна будет
большая и сложно заполнить его. Поэтому есть сердечники ELP, например, как в статье — у них высота
окна небольшая и легко заполнить как многослойной платой, так и несколькими двухслойными (пирогом).
Посмотрите тут.

2) Конечно можно. По факту в любое место, где подходит обычный трансформатор на феррите, можно
поставить планарник.

3) Технологичность и простота монтажа тут главный плюс, ну и габариты конечно. Очень актуально для
частников или небольших компаний как по мне, у которых ресурс ограничены. Сам таковым являюсь,
поэтому намотки по возможности стараюсь избегать — самому много не намотаешь, а заказывать дорого
достаточно и качество непредсказуемо.

Zoraccer 21 января 2018 в 13:19 0

Спасибо!

sanchosd 21 января 2018 в 13:51 +2

Статья супер! Сам занимался разработкой ЛЭД-дров, под масс продакшн. Когда прочитал про "100Вт за
3долл" я не поверил, что это реально. Потому, что в нашу контору стучались с предложениями сделать 40-
ватку за 4доллара. И мы не уложились, учитывая оптовые закупки комплектухи, полностью своё
производство, включая трансформаторы, синфазные дроссели и гантельки.

Из текста у меня сложилось впечатление, что это или прямоход, из-за фразы "ток обмотки содержит 2
составляющие", или резонансник....

Но,… где третья обмотка, от которой питается управляющая микросхема???

Ещё меня очень смутили смд электролиты на фотке. Они всегда ощутимо дороже выводных. В стратегию
3баксов никак не укладывается....

sanchosd 21 января 2018 в 13:53 0

Но информация крайне полезная! Вы прямо открыли мне глаза на реальность планаров! Я всегда думал, что
они ощутимо дороже мотанных!

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:03 +1

Это просто электролиты, это твердотельные полимерные кондеры. Фишка в том, что они малой емкости,
поэтому дешевые. Их задача обеспечить ток, то есть нужные конденсаторы с мелким ESR. Как следствие
малой емкости появляются пульсации напряжения, а вот их я победил реализацией LDO после выхода с
dc/dc. За счет мизерной разницы напряжения на входе и выходе — нагрев минимальный.
Топология LLC полумост, эксперементировал с косым мостом, он оказался лучше только после 120 Вт.
Пробовал флайбек, но там с КПД все плохо оказалось, не более 87-89%.

3я обмотка (+12В) тоже есть на трансформаторе, просто она первая к плате и ее выводы наверх не
выходят.

sanchosd 22 января 2018 в 10:45 0

Чем дальше, тем все интереснее и страшнее (с) )))


Полимерники стоят хорошо дороже электролитов, применял как раз недавно, сравнивал…
На выходе стоят, ок… Но тут у нас противоречивая задача, чем меньше емкостина на выходе, тем
больше нужно «жечь» на LDO. Если кондеры малой емкости на выходе… тогда я ничего в этой жизни не
понимаю… У нас на 40Вт мощности, на ток 1А, с применением LDO последовательно с нагрузкой,
требовалась емкость порядка 2200мкФ на 63В. Только такая емкость позволяла опустить уровень
пульсации напряжения на LDO до минимума, когда сказывалось уже его активное сопротивление…
Или по-другому, скажите какие требования были к пульсации тока через нагрузку? если 20% тогда
охотно верю)

Про резонансник круто! Я так понимаю частота перееключения( при номинальной нагрузке) была за
500кГц, судя по малому количеству витков?
Ключи- простые мосфеты? Арсенид думаю нереально дорого для 3дол. изделия.

Но вообще снимаю шляпу, да, круто!)

IlyaGalkin 22 января 2018 в 10:50 +1

Частота 550 кГц, ключи обычный кремний от Infineon. После 600 кГц уже конечно только SiC или
GaN. Первые достаточно адекватно стоят при хорошей партии.
Кондеры твердотельные за 100 мкФ при партии 75 000 штук обошлись по 0,21$. Но это тайна, так что
никому))) Их там парочка. Собственно самые дорогие компоненты: кондеры, ключи высоковольтные
и контроллер (какой не скажу). Пульсации тока через нагрузку +-5% было требование, +-3%
получили. Единственно они вырастали до 5%, когда входное напряжение падало ниже 145-150В.

sanchosd 22 января 2018 в 11:03 0

Крутяк!!!
Я xednde.? что покрылся пылью… всегда думал, что SiC стоят неподъемно для дешевки…
По поводу кондеров… да. это-ж резонансник, и 500кГц, тогда может быть 200мкФ и ок.
Короче еще раз снимаю шляпу. За 3 бакса… тихо ползу в угол плакать ))))

IlyaGalkin 22 января 2018 в 11:12 +4

SiC еще года полтора назад стоил действительно от 15$ за ключик, но сейчас конкуренция
среди компаний выросла и они стали доступными: около 3-4$ в розницу, а на серии 1000 штук
уже 1,2$ (больших серий с ними не видел в живую).

borisxm 23 января 2018 в 09:08 0

контроллер (какой не скажу)

Возможно, что-то очень сильно похожее на STM32F334 (но он заметно дороже, если, конечно, вы
их не покупаете десятками тысяч).

IlyaGalkin 23 января 2018 в 12:34 0

Не, дорого, смотрите на Infineon и Texas, они все таки более продвинутые решения предлагают
для силовухи. А про масштабы вы угадали, обычно партия 25 или 50 тыс., но закупаем не мы, а
контрактный производитель. На партиях 1000 штук сам контроллер стоит уже 2,7$.

GarryC 21 января 2018 в 14:03 0

Интересное решение, спасибо.

Есть еще один путь — его применяет та же Murata — плата вся многослойная, но настолько компактная, что
намотка занимает порядка половины площади. Тогда можно ожидать снижения цены готового изделия по
сравнению с составными платами за счет устранения операций сборки с изолирующими пленками.

Вот держу перед собой блок питания (dc/dc) — размеры 60*40, 3 низко-профильных намотки (2 Ш-образных
транса и катушка) размерами 30*20. Тогда Ваш вариант обойдется (цена Резонита — конечно, в КНР другие,
но соотношения сохраняются) 0.6*0.4*130+3*3*0.3*0.2*130=31+70=101 рублей, а полная плата
0.6*0.4*495=119, разница составит 119-101=18 рублей, в эти деньги должна уложиться сборка составной
платы и дополнительная пайка (ручная) 8*1.3=10 рублей. Это для 8 слоев. Но, конечно, тут три намотки, для
одной по другому.
Ну и еще один плюс — толстая плата хорошо растягивает тепло от активных компонентов и намотки по всей
площади.

И еще один вопрос — а стягивать половинки сердечника ничем не надо, достаточно слейки (зудеть не будут)?

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:08 +2

Согласен с вами, иногда и многослойная дешевле. Но тут как писал выше надо искать сбалансированное
решение под конкретную задачу. С многослойкой считал (6 слоев), выходило немного дороже (Тайвань).
Хотя когда делал 48->12В, то стандартный класс 6 слоев вышло на 20% дешевле.

Не «зудит» в данном случае, т.к. все в натяг садится, но это благодаря тому, что мы стек подобрали
(толщины) и геометрию платы очень точную завод обеспечил. Это позволительно на большой серии, тогда
цена на свой нестандартный стек не влияет вообще. На партии 100-200 штук уже цена будет чуть выше, но
тогда для этого можно использовать скобы (они есть стандартные для этого сердечника) или как часто
бывает — плату заливают компаундом, тогда вообще все прекрасно.

GarryC 21 января 2018 в 14:17 0

Кстати, вспомнил, как лет 5 назад смотрел одну фирму, которая предлагала готовые плоские трансы ватт
на 50-100 с многослойкой(8-10 слоев) внутри с множеством отводов, чтобы подстраивать под свои
требования по входу/выходу. Обещали цены на штуку в районе бакса, они еще на выставках образцы
раздавали, у меня где то валялся, но не нашел. Название фирмы, к сожалению, не помню, не знаете, чем
кончилось.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:21 +2

Такого предложения не встречал, но по Вашему описанию вполне реализуемым кажется. Отводы


никто не мешает делать, но вот 8-10 слоев за бакс — это наверное на оооочень большой партии.
Плюс — интересно эти 50-100 Вт при какой частоте были.

Надо будет погуглить в общем на досуге))

GarryC 21 января 2018 в 15:10 0

Китайцы такие китайцы…


russian.alibaba.com/product-detail/250w-single-phase-high-frequency-planar-transformer-
60724633885.html?spm=a2700.8699010.29.166.6afc7744RdP2cO
я не очень понимаю, как они с ЭТОГО 120Вт снимут, про 250Вт и речи нет)

IlyaGalkin 21 января 2018 в 15:13 +2

Тем более при указанных 200-300 кГц. Хотя Китай страна возможностей :D

SKaDi 26 января 2018 в 15:48 0

часто картинка просто от балды вешается, мол пишите конкретно что нужно, там поговорим

vladimir_open-dev 4 февраля 2018 в 11:38 0

ниже в характеристиках написано макс мощность 120Вт

LCLR 21 января 2018 в 14:21 +1

Спасибо за статью, познавательно.


Вопрос по схемотехнике — ККМ сделали на флайбэке (трансформатор же для него разрабатывали)? Какой
получился КПД?
Хотелось бы увидеть публикацию про работу с Comsol — хочу освоить какой-нибудь софт для КЭ
моделирования, но никак не получается начать.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:23 +3

ККМ-а удалось избежать, применив LLC полумост (резонансный). В данной топологии коммутация
происходит в нуле напряжения и тока, поэтому PFC собственно и не нужен. Если бы делал отдельный ККМ,
то скорее реализовал бы однотактную топологию (step up). КПД при такой топологии обычно ниже 92-
94% уронить сложно.

LCLR 21 января 2018 в 15:52 +1

Не совсем понял, как мягкое переключение влияет на коэффициент мощности. КМ портится из-за того,
что входной выпрямитель работает на емкостной фильтр, который в момент заряда создает скачки тока.
А что там стоит дальше и как переключается, уже не важно.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 16:02 +2

КМ портится из-за того, что отбор энергии происходит только на пиках синусоиды, т.к. dc/dc
представляет из себя реактивную нагрузку с емкостным характером. То есть потому, что мощность из
сети отбирается при напряжение на кондере около номинального. Переключение в нуле же от этого
избавляет, по сути «укладывая» периоды коммутация в период сети, а ноль сути совпадает с
моментом переключения работы плеч.

Надеюсь понятно)) Иначе надо пересказывать пару книг, а это время и в комментариях не удобно.

ploop 21 января 2018 в 18:53 +1

Теперь и мне непонятно, каким образом принцип работы резонансника относится к входной
цепи? На входе там должна быть постоянка не ниже определённого уровня и всё.

ploop 21 января 2018 в 19:01 0

применив LLC полумост

Всё, дошло, потерялся в комментах.

sanchosd 22 января 2018 в 10:58 0

Теперь мне непонятно…


Как работает ККМ я хорошо вкурсе, но чет я недогоняю…
Может мы про одно и то-же, просто разными словами?

У вас в течение одного полупериода синусоиды идет отбор энергии «много-много» раз, но
количество отбираемой энергии пропорционально мгновенному значению напряжения? Так?
Обычно LED-дрова делают как флайбэк совмещенный с ККМ. особенность в том, что в каждом
такте накачки энергией дросселя, пиковое значение тока через ключ пропорционально
мгновенному напряжению в сети(можно реализовать непосредственно, меряя делителем, или
другими способами, но не суть), и отбор энергии как-бы повторяет форму напряжения в сети.
Я правильно понимаю, что у Вас по тому-же принципу сделано? Т.е. в контур резонансника
закачивается энергия, порциями, величина которых пропорциональная мгновенному значению
напряжения в сети?

Если так, то я просто падаю ниц и бьюсь в истерике!!!!))))


Потому, что даже Infineon, до такого не допер. Они выпускают свои МС резонансник+ККМ. и у них
дривер состоит из классического ККМ+LLC полумоста.

batman12345 22 января 2018 в 11:00 +1

Если честно, нихрена не понятно (((


До этого комментария я наивно думал, что знаю что такое LLC-полумост, и что такое ККМ
(bridgeless в том числе).
Прошу пояснить каким волшебным образом коммутация в нуле (кстати, в нуле чего?) избавляет
неравномерного потребления тока из розетки?
LLC-полумост, допустим, меньше нуждается в ККМ, поскольку имеет существенно более широкий
входной диапазон Umin-Umax относительно других топологий импульсных преобразователей.
Однако, при низком входном напряжении выдать на выход он ничего не сможет, соответственно
в это время будет провал на выходе. Или пульсирующий выход допустим в вашем случае питания
светодиодов?

IlyaGalkin 22 января 2018 в 11:05 +3

Господа @ batman12345 и @ sanchosd, я бы вам с удовольствием объяснил с картинками и


графиками, но это долго и слишком объемно, да и не удобно тут. Я просто сейчас сижу и
думаю как это коротко на пальцах объяснить, не получается)) Может кто обратил внимание, на
плате стоит мелкий DSP, который собственно всю хитрость управления (отслеживания сети,
формы тока и прочего) осуществляет. Алгоритм его кода достаточно большой и не сильно
простой для краткого изложения.
Если вы наберетесь терпения и дождетесь следующих статей про преобразователи, то там этот
вопрос будет раскрыт достаточно подробно и показана реализация на TMS320F28027 или
XMC4100.

batman12345 22 января 2018 в 11:22 0

Заранее благодарю)

kdekaluga 25 января 2018 в 03:00 +1

Присоединяюсь. ZV-переключение ключей преобразователя осуществляется на резонансной


частоте контура первичной обмотки (т.е. сотни килогерц), а PF надо корректировать на частоте
100 Гц (удвоенная частота после выпрямителя). Единственная мысль — в выходном напряжении
допускается приличный уровень пульсаций — это не редкость для питания светодиодов
(например, так работает NCL30000).

MaxItManager 21 января 2018 в 14:24 0

Век живи, век учись!


Как любитель радио, к своему стыду, я от Вас впервые узнал про планарные трансформаторы с накладным
сердечником…

Спасибо за хорошую статью: с формулами расчета и отличными ответами на вопросы!!!

IlyaGalkin 21 января 2018 в 14:25 +3

Если вы любитель именно радиосвязи, то вам будет интересно наверняка то, что трансформаторы в УМ
выходных можно тоже делать планарными, а не на классических биноклях))
А учиться всегда надо, иначе превратимся в овощей.

iceMercy 21 января 2018 в 15:08 0

Есть опыт в реализации транса на бинокле (две сборки из колец) и им внутрь П-образные пластины из
ФАФ-4. Волновое сопротивление пластин порядка ~25 Ом. Фазокомпенсирующая линия была из кабеля.
До этого мотал из КВФ-25, на 900 Вт он пошел дымом :) Пластины более 3 кВт выдержали.
Это КВ дипазон.
И всё же, для больших мощностей, для частот КВ диапазона и ниже, без кабелей и ферритов не
обойтись.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 15:09 +2

Когда речь о нескольких сотнях и тысячах ватт, то не обойтись разумеется, но вот на мощностях до
100-200 Вт вполне себе замена. Не так много радиолюбителей с 1й категорией даже сейчас и тем
более не все работаю на мощностях больше 200 Вт))

iceMercy 21 января 2018 в 15:12 0

Нынче и второй категории достаточно для доступа ко всем диапазонам, а мощность… лучшая
мощность — КПД антенны. Мне 100 ватт хватило почти на всю планету в тлф :)

IlyaGalkin 21 января 2018 в 15:15 +2

О том и речь, что 1 кВт избыточен. Когда-то на коллективке работали с Ильменем 5 кВт, вроде
прикольно, но скучно как по мне. По антенне согласен, особенно если есть полноценный
квадрат или Яги на 80-ку))

Psychosynthesis 21 января 2018 в 16:03 0

Что ж, я тоже ненавижу всякого рода моточные изделия и данная идея выглядит очень красиво, не могу не
согласится.

Единственное, помимо мощности есть ещё ограничение на вольтаж — высоковольтные обмотки (2 кВ и


выше) уже просто так не сделать — там зазоры между дорожками уже должны очень большие при таком
исполнении, что по понятным причинам реализовать так просто не получится.

Было бы неплохо ещё кратко описать вот какой момент — в какой последовательности спаивать слои
обмоток, а также как размещать первичку, относительно вторички. В зависимости от последовательности
может получится встречное, либо однонаправленное включение, как слоёв одной обмотки, так и обмоток в
целом, что будет непосредственным образом влиять на результат.

По формулам: в формуле «потери в меди», подпишите, пожалуйста, в каких единицах подставлять


сопротивление (объёмное?), а также что такое D1 и D2.

За расчёты спасибо, я думаю многим должно такое пригодится. Также хочу извиниться за свой последний
комментарий в ваш адрес — в данном случае, с инженерной точки зрения, работа выполнена весьма
достойно.

IlyaGalkin 21 января 2018 в 16:08 +3

Все, что больше 1000В отдельная тема, там и обычный трансформатор уже перестает быть простой
конструкцией)) Хотя у планарника после 1000В действительно больше проблем решать придется, но как по
мне — это достаточно узкая область.

D1 и D2 — это длительность 1-го и 2-го цикла. Сопротивление в Омах как для обычной проволоки.
Наверное это чуть позже в статье поправлю, чтобы другим читателям было тоже более понятен данный
момент. Спасибо за замечание!

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

seri0shka 22 января 2018 в 01:16 0

Ожидаем через несколько лет во всех китайских изделиях. Очень перспективное направление. А если на
основной плате более 2 слоёв, тогда возможностей ещё больше.

safari2012 22 января 2018 в 17:42 0

На алибабе их пруд пруди, от 0,1$

holomen 22 января 2018 в 06:25 +2

Например, если вы откроете UPS on-line, то увидите, что трансформатор там не самый габаритный
элемент.

Не самый. Второй после аккумов.

IlyaGalkin 22 января 2018 в 10:24 +2

А еще радиаторы и электролиты

timdorohin 22 января 2018 в 10:24 0

Что-то мне не нравится заполнение по меди — может все-таки не стоит брать для бутерброда платы по 1-0.8
мм?
Двусторонняя полиимидная стоит не сильно много, а заполнение по меди выйдет лучше — можно больше
мощности выжать с одного трансформатора…

Make_Pic 22 января 2018 в 10:24 0

Все бы хорошо, но у планарных трансформаторов очень большая проходная и паразитная емкость (чем
больше слоев и меньше толщина межвитковой изоляции). Применять надо их с особой осторожностью, там,
где этот параметр не критичен, а это сильно сужает диапазон применений.

IlyaGalkin 22 января 2018 в 10:25 +1

То есть по Вашему в обычном трансформаторе паразитная емкость сильно меньше? А зачем тогда именно
с обычными трансами кидают дополнительный кондер между землями, чтобы через петлю земляную
компенсировать емкость? С планарником такое уже не требуется))

Make_Pic 22 января 2018 в 12:25 0

у обычных трансформаторов паразитную емкость уменьшают соответствующей намоткой и


расположением катушек, у планарного это сложнее сделать.

IlyaGalkin 22 января 2018 в 12:56 +1

Что мешает в планарном трансформаторе чередовать обмотки? В моем случае идет стек: 1я плата
50% первички -> 2я плата вторичная обмотка -> 3я плата еще 50% первички -> 4я плата вторичная
обмотка самопитания.
В обычном трансформаторе же паразитная емкость как минимум больше за счет большего сечения
обмотки (плотность тока то меньше), да и количество витков в планарном трансформаторе меньше.

Wan-Derer 22 января 2018 в 11:09 0

А можно чуть-чуть оффтопа? Надеюсь что кроме автора ответит ещё кто-нить, поэтому пишу не в личку. В
общем, кто может посоветовать простую, дешёвую и повторяемую конструкцию импульсного блока питания
230 -> 12В 3А? Более подробно свою задачу я описал здесь
Сам я в импульсных схемах не смыслю (но транс намотать в состоянии). Поэтому буду благодарен за готовую
конструкцию или референс-дизайн с расчётами.

IlyaGalkin 22 января 2018 в 11:15 +2

Можно взять простую и проверенную миллионами ширпотребных зарядок TOP227 или подобные. Так же
в поисковике посмотрите схемы на UC3842. Оба варианты обладают отличной повторяемостью и легко
собираются даже совсем без опыта. Главное будьте аккуратны — сетевое напряжение все таки опасно))

P.S. ждем, что еще народ посоветует. Возможно есть еще более простые и адекватные решения. Тоже
будет интересно.

GarryC 22 января 2018 в 11:23 +3

Позволю себе расшифровать «будьте аккуратны»


1. ВСЕГДА применяйте при регулировке развязку от сети
2. НИКОГДА не лезьте внутрь источника более, чем одной рукой
3. а вот теперь будьте аккуратны)

Wan-Derer 23 января 2018 в 00:23 0

Спасибо за предупреждения! :)
В импульсниках я нуб, но небольшой опыт с сетевыми устройствами имеется

gears 22 января 2018 в 15:11 0

UC3842 это конечно хорошо… Но вот с повторяемостью там не все так гладко как хотелось бы.

Гораздо лучше ISL6844 и обратную связь на FOD2712 если нужна хорошая стабильность выходного.

Zuum 22 января 2018 в 11:15 +3

Спасибо огромное за такую подробную статью. Сам являюсь студентом робототехником и очень рад статьям
по схемотехнике на Geektimes, их здесь не так много, особенно свежих, а у Вас отлично получается.

VladSMR 22 января 2018 в 16:54 0

Добрый день, уважаемый автор!


Цитирую Вашу замечательную статью: «Я не включил сюда компаунд для склейки сердечников...» Можно ли
узнать поподробнее про процесс склейки сердечников?
В стародавние времена их клеили Циакрином…

gears 22 января 2018 в 20:01 +1

Клеи на основе цианоакрилата теряют механическую прочность при температурах выше 70-80 градусов…
Для домашних поделок сойдет, в ответственных применениях нет.

Для склеивания сердечников очень хорошо зарекомендовал себя клей К300. Это если для промышленного
применения.

IlyaGalkin 22 января 2018 в 21:39 0

Товарищ @ gears попал в яблочко, действительно используем компаунд (клей) К-300-61 при сборке
трансформаторов. Китайцы хорошие про него тоже кстати в курсе.

gears 22 января 2018 в 22:00 +1

Да там особо вариантов и не так уж и много. Еще К400 тоже подходит, только дороже.

Я темой источников питания 11 лет занимался. Жаль нельзя наработки выложить, очень много всего
интересного делалось… В особенности многослойный платы (10-16 слоев) с полностью
интегрированными силовыми и сигнальными трансформаторами.

sanchosd 23 января 2018 в 13:28 0

Вы часом не из Алегзандер-Электрик? Они любят сильно интегрированные многослойные пирожки...

IlyaGalkin 23 января 2018 в 13:30 0

Не, с данной компанией не работал. Хотя видел их продукцию на выставке и как по мне она очень
интересная.

sanchosd 23 января 2018 в 13:33 0

Я для Gears писал, но ничего, буду знать))


Явки-пароли)))

IlyaGalkin 23 января 2018 в 13:38 0

Аааа, просто почему-то на почту пришло, что не просто коммент, а именно мне ответили.
Извиняюсь, что влез))

sanchosd 23 января 2018 в 13:43 +1

Даниче)

кстати №2, а 3доляра это только плата спаянная, или с корпусом (и заливкой?)? пытаюсь в
уме прикинуть… МС резонансника, сама по себе недешевая, 2 ключа, доп. дроссель,
полимеры…
Фильтр а входе есть? Проходили тесты на помехоэмиссию в сеть ~220?

Прям не могу успокоиться, аж ерзаю на стуле)))))

IlyaGalkin 23 января 2018 в 15:48 0

3$ это плата, компоненты и монтаж. Корпуса нет, т.к. решение встраивается в


прожектор, заливка тоже внутрянки прожектора (кабельного отсека) в любом случае
производится, поэтому эту операцию тоже не включил.

Да, сертификации пройдены, фильтр синфазный на входе есть (на фотографии платы 6-
ти пиновое посадочное место около разъема).

gears 23 января 2018 в 17:13 0

Не удивлюсь если проект для этих товарищей делался: www.rosnanosvetspb.ru

IlyaGalkin 23 января 2018 в 18:41 0

Про таких даже не слышал к сожалению, компания не питерская и не московская

gears 23 января 2018 в 19:22 0

Компния как раз Питерская. В Москве они тоже были, лет так 7 назад. Делал
для них один из LED драйверов давно.

IlyaGalkin 23 января 2018 в 19:41 0

Я к тому, что у меня заказчик не из Питера и не с Мск)

sanchosd 24 января 2018 в 13:44 0

Оочень интересно…

6-пиновое… хм… уже это добавляет интриги…

Обычно одного синфазника не хватает, требуется еще и дифференциальный


дроссель, последовательно с сетью… может это особенность LLC, что он такой
«тихий»…

sanchosd 23 января 2018 в 13:34 0

Кстати, а как насчет резонансного дросселя в Вашем LLC конвертере? Где он прячется?)))

IlyaGalkin 23 января 2018 в 13:37 0

На нижней стороне, дроссель выбирался стандартный у муратты низкопрофильный. Делать


еще один планарник смысла особого нет. Там же и второй ключ.

gears 23 января 2018 в 14:01 0

Сейчас уже нет, а так да, угадали. :)

sanchosd 23 января 2018 в 14:08 0

Пошел за своим пирожком на полочку))))

Был у вас, прошедшим летом, собеседовался, как раз крутил какой-то модуль с планарами на
борту.

seri0shka 23 января 2018 в 22:58 0

Даже не подозревал, что бывают 16-слойные! И не могу представить, для чего такая в источнике
питания. Вроде даже на материнках не больше 8 слоёв? Или столько слоёв именно для
трансформаторов?

gears 23 января 2018 в 23:13 0

Бывают и с большим количеством слоев, в руках держал плату с 60 слоями. Один из


производителей печатных плат хвастался своими возможностями.

Да, для трансформатора, там много обмоток под разные исполнения.

seri0shka 24 января 2018 в 15:59 0

Какая толщина платы? По моим познаниям, технология состоит в том, что куча плат толщиной
0,2 мм спрессовываются в одну, тогда толщина такой платы должна составить 12 мм.

gears 24 января 2018 в 20:45 0

Плата была очень толстая, на вскидку миллиметров десять. Точной цифры сейчас не помню,
давно дело было, лет 6 назад.

GennPen 24 января 2018 в 08:59 0

На материнке из этих 8 слоев для разводки используется 3-4 слоя, остальные работают в качестве
экранировки.

sav13 23 января 2018 в 06:25 0

Очень здорово
Еще бы методику расчета дросселей с разными сердечниками и без оных
Жаль что не сделать планарный конденсатор нормальной емкости )))

IlyaGalkin 23 января 2018 в 12:31 0

Расчет дросселя сильно похож. Так же ищем максимальную индукцию в сердечнике, а затем просто
считаем количество витков для нужной нам индуктивности. Более подробно о дросселях думаю будет в
какой-либо статье

gears 23 января 2018 в 13:04 +2

Раз столько интересующихся темой оставлю здесь несколько полезных ссылок:

Очень рекомендую книгу Power Supply CookBook, Martin Brown есть в переводе на русский от издательства
МК-Пресс, но там ошибок… Иногда по несколько штук на страницу. Читать русскую версию можно если есть
хорошее понимание схемотехники и самой физики процессов, но лучше оригинал.

Тем кто только начинает свой путь в освоении страшного зверя по имени «Импульсный источник питания»
неплохо ознакомиться с циклом статей все просто и на пальцах объяснено как работает. Сам начинал
заниматься темой под руководством автора статей.

А так же хорошая подборка книг и статей по теме источником питания есть здесь

madf 23 января 2018 в 18:37 0

Имею слабое представление о конечном результате (много формул), по вашему опыту можно сказать "на
глаз", можно ли эту технологию использовать, скажем для замены выходных трансформаторов ламповых
усилителей (аудио)?

IlyaGalkin 23 января 2018 в 18:39 0

Можно, но расчет сильно усложнится, т.к. необходимо будет учитывать кучу паразитных параметров, ибо
по моему скромному мнению они наверняка будут влиять на звук, особенно на КНИ.

gears 23 января 2018 в 19:32 0

Простите, а как Вы себе это представляете?

Для лампового усилителя нужно в первичке набирать десятки Гн индуктивности. Как по такой технологии
набрать несколько тысяч витков? Да и феррит на таких низких частотах работать не будет, даже с зазором.

Для примера можно взять простейший транс ТВ-3Ш


первичка — 3000 витков
вторичка — 114 витков

IlyaGalkin 23 января 2018 в 19:43 0

Есть «чугуниевые» сердечники. Экзотика, но видал подобное во входных дросселях. Десятки Гн как-то
жирновато действительно.

gears 23 января 2018 в 20:47 0

Может не «чугуниевые», а мо-пермаллой формованный?

IlyaGalkin 23 января 2018 в 20:49 0

Именно железо, и такое бывает)) А распыленное железо и прочее оно уже и не экзотика. В том же
Лэпкос вроде есть даже

gears 23 января 2018 в 21:41 0

Распыленка еще лет десять назад перетала быть экзотикой :)


Только на ней большую индуктивность набрать крайне проблематично.

Зато для фильтров хороша.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

jee 24 января 2018 в 12:40 0

Скажите пожалуйста, а ЛУТ-ом можно самому сделать такой трансформатор?

GennPen 24 января 2018 в 12:47 0

При односторонней плате будет сложно выводить середину обмотки.

jee 24 января 2018 в 12:57 0

Это я понял, я умею двусторонние. Есть ли вообще такая практика? И какая область применения у таких
трансов? Скажем, можно ли сделать блок питания аналогичный обычному трансформаторному — не
сгорит ли он на холостом ходу?

GennPen 24 января 2018 в 13:03 0

Тут все дело в металлизированных переходных отверстиях между слоями, которые не вносят
дополнительной толщины когда собираешь «бутерброд» из плат. Но, если соблюсти все параметры
обмоток, то почему бы и нет.
Аналогичный классическому трансформаторному — нет, только для импульсных.

jee 24 января 2018 в 13:06 0

Понял, спасибо огромное за ответы! Импульсные пока что для меня неизведанная область. Насчёт
переходных отверстий — я нашел китайские заклёпки для этого дела, вполне симпатично
получается. Утолщение конечно есть но несравнимо меньше чем если проводками делать

IlyaGalkin 24 января 2018 в 13:17 0

Что значит обычному? Эти трансформаторы делают на феррите, просто там в розетку его не сунуть
— пыхнет сразу. ЛУТом не пробовал и никогда не видел, но преград не вижу.

jee 24 января 2018 в 13:19 0

Понял, спасибо

IlyaGalkin 24 января 2018 в 13:11 0

ЛУТом тоже можно, только главное не забыть добавить изоляцию между платами, когда будете собирать
«пирог».

il--ya 24 января 2018 в 13:22 0

А почему не castellated vias? Проще было бы монтировать, по-моему.

dlinyj 25 января 2018 в 12:28 0

Отличная статья. В своё время работал в одном НИИ и там облизывался на планарники в одном проекте, но к
сожалению, человек, который их проектировал — умер… Так что я остался не удел. Будет очень круто, если
вы сделаете ещё одну статью с примером конкретного расчёта трансформатора к конкретному БП. О токах и
т.п. Одно дело формулы, другое — умение их использовать. Спасибо громадное.

IlyaGalkin 25 января 2018 в 12:32 0

Спасибо!
Как писал ранее в комментариях — пример будет, осталось найти время и написать все)) Пример будет
правда не на сетевом БП, а на МРРТ контроллере, по сути это dc/dc из 48В в 12В. Там расчеты и покажу
уже в практике.

dlinyj 25 января 2018 в 12:45 0

Это не важно, как правило DC/DC и делается. У нас было питание АЦП, где из 5 вольт делалось +-10В
относительно аналоговой земли.

progchip666 4 февраля 2018 в 12:19 0

Вроде все комментарии прочитал, но на мучающий меня вопрос так и не смог найти ответа. Вы используете
двухслойные платы. Хорошо. Слой текстолита почти в один миллиметр допустим может обеспечить
достаточно высокое пробивное напряжение. А может ли его обеспечить два слоя маски? Меня терзают
смутные сомнения, особенно в случае если трансформатор в ходе работы может испытывать неплохой
нагрев.
Или необходимо ещё какие то дополнительные прокладки делать, как в обычных трансах, когда первичную и
вторичную обмотку иной раз изолируют лакотканью и это при том, что используется провод в тройной
изоляции!

BigBeaver 4 февраля 2018 в 12:21 +2

Тема раскрыта во втором комментарии.

progchip666 4 февраля 2018 в 14:55 0

Спасибо, странно что я пропустил!

progchip666 4 февраля 2018 в 18:53 0

А существую ли какие либо выгоды замены традиционного дросселя в многофазном источнике питания,
построенного например по этой схеме?
речь идёт от L1 и L2

IlyaGalkin 4 февраля 2018 в 18:58 +1

Какого либо смысла в замене дросселя в однотактниках низковольтных на планарные не вижу. По моему
дроссель обычный на планарный имеет смысл менять разве что на совсем больших частотах (более 2 МГц)
и на большом напряжение, например, PFC на 400-600 кГц.

progchip666 4 февраля 2018 в 19:09 0

Спасибо.

gears 6 февраля 2018 в 14:47 0

Имеет только в крайне специализированных случаях, кода нужно очень низкопрофильную конструкцию
сделать с хорошей повторяемостью параметров и минимальными затратами на монтаж.
Ну и проигрыш в цене будет в разы.

Если штучные экземпляры то лучше тора для таких целей ничего нет.

progchip666 6 февраля 2018 в 15:33 0

Понял. Спасибо. Недаром в материнках именно его и применяют обычно!

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

Сутки Неделя Месяц

Как тебе такое, Джефф Безос?


+66 31k 41 289

Поддельные батарейки в магазинах Светофор


+120 25,8k 34 110

Уверенный пользователь ПК? Серьёзно?


+52 48,6k 86 460

Фермеры в США вынуждены взламывать тракторы, чтобы просто починить их


+73 96,3k 61 429

Куда же плывут облака? Подбиваем итоги опроса и даём аналитику


Мегапост

Ваш аккаунт Разделы Информация Услуги

Войти Публикации Устройство сайта Реклама

Регистрация Новости Для авторов Тарифы

Хабы Для компаний Контент

Компании Документы Семинары

Пользователи Соглашение Мегапроекты

Песочница Конфиденциальность Мерч

© 2006 – 2021 «Habr» Настройка языка О сайте Служба поддержки Мобильная версия

Вам также может понравиться